Заявления президента Беларуси, Александра Лукашенко, о планах по переориентировке грузопотока с портов Балтии в порты России не просто так прозвучало в самый разгар переговоров по нефтяным поставкам. Этим президент дал понять, на что он готов идти ради выгодных поставок. При этом данное заявление заставило понервничать Балтийские страны, которые входят в ЕС и поддерживают экономические санкции по отношению к Минску.
Планы по переориентации направления перевалки белорусских грузов прозвучали на приеме в Минске Александра Дрозденко, губернатора Ленинградской области РФ. Лукашенко отметил, что данное принципиальное решение было принято совместно с президентом Российской Федерации, Владимиром Путиным ( их встреча состоялась 15 сентября и проходила в формате «без галстуков» в резиденции Бочаров Ручей). Александр Лукашенко также добавил, что необходимо быстрее договариваться с железнодорожниками РБ и РФ и осуществлять договоренности.
Президент подчеркнул, что Беларусь рассчитывает на уступки со стороны России. По словам Лукашенко, если данные уступки будут, то российская сторона значительно выиграет в объемах, т.к. мы перереваливаем в балтийских портах не один десяток миллионов тонн грузов. В свою очередь Дрозденко обещал приложить все усилия, чтобы тарифы были справедливые.
Необходимо отметить, что такие предупреждения в адрес балтийских стран звучат уже не впервые. В апреле этого года, комментируя журналистам по поводу санкций ЕС, Лукашенко отметил, что ведутся переговоры с российской стороной по поводу понижения железнодорожных тарифов, для того, чтобы мы загрузили их порты. Также он добавил тогда, что если мы не нужны для стран ЕС, то будем искать другие связи.
Но данные решения весьма сомнительны. Эксперты заявляют, что перенаправить грузопоток в порты России на сегодняшний день невыгодно. Директор филиала по грузоперевалкам Клайпедского порта, Мечисловас Виткаускас, рассказал, что они проанализировали поставку калийных удобрений до Клайпеды и предоставили результаты совету Министров РБ, где подчеркивали, что их порт – ближайший и самый выгодный.
Расстояние от «Беларуськалия» (Солигорск, Минская область) до Клайпеды по железнодорожному пути – 712 км, в то время как до Санкт-Петербурга почти 1000 км. При этом, перевозка 1 тонны груза по железной дороге Литвы примерно на 10 долларов дешевле, чем по российской. Также стоит отметить, что с 2013 года железнодорожные услуги по грузоперевозкам в России могут подорожать, т.к. ожидается унификация тарифов ТС.
Элигиюс Масюлис, министр по коммуникациям и транспорту Литвы, видит влияние Кремля на слова Лукашенко. Он считает, что российская сторона обозначила определенные условия в обмен на помощь, при этом для РБ безвыходное положение. Министр также отметил, что инфраструктура российских портов недостаточно развита и вряд ли будет готова к большому объему грузов.
benefit.by