20 марта МТБанк распространил официальный пресс-релиз о смене акционеров. Конечными бенефициарами 98,97% акций банка стали белорусский бизнесмен Алексей Олексин и Инна Олексина.
Ранее банк принадлежал инвестиционной компании «Зубр Капитал» и инвестфонду Horizon Capital.
Вот что рассказал о сделке в комментарии «Про бизнес.» Андрей Жишкевич.
О причинах и сроках сделки
Последние полтора год шел активный поиск нового акционера для банка. Инвестиционный фонд Horizon Capital превышал лимит нахождения в акционерном капитале МТБанка. Согласно меморандуму фонда, он должен выходить из компании в течение 5 лет. Этот срок у Horizon Capital истек два года назад. И фонд активно пытался найти покупателя на свой пакет в МТБанке.
Длительные переговоры велись со многими потенциальными покупателями. Первые контакты с нынешним акционером установились осенью прошлого года. С ноября началась активная фаза due diligence.
Сделка состоялась сейчас, в марте, поскольку для оценки банка был важен аудит отчетности за 2014 год.
Для нас само завершение процесса покупки-продажи банка – хорошая новость. Очень много внутреннего ресурса уходило на общение с потенциальными покупателями, проверочные мероприятия. Предпродажный режим сильно отвлекал от текущих дел. Хорошо, что мы эту стадию прошли, и теперь всю энергию можно направлять непосредственно в бизнес.
Как сделка повлияет на бизнес банка
Смена собственника, я верю, позволит банку не ограничивать себя в росте. Такое ограничение было в последние годы, когда мы могли увеличивать капитал за счет прибыли, но не использовали допэмиссию. Дело в том, что инвестиционные фонды Horizon Capital и «Зубр Капитал» объективно не ориентированы на допэмиссии.
Поэтому в последнее время кредитный портфель банка рос ровно в темп самокапитализации.
В прошлом году около 20% роста мы недобрали, потому что упирались в планку коэффициента достаточности капитала.
В этом году, очевидно, возможности увеличивать капитал не только за счет прибыли не имеют такого большого значения, как год или два назад. Я не вижу особого потенциала для роста в 2015 в целом для банковской системы. Сейчас мы, как и другие банки, ограничены собственными риск-политиками, очень осторожны в выдаче новых кредитов.
На сегодня нам хватает текущей прибыли, чтобы иметь рост портфеля в пределах 10-15% по итогам этого года.
Но через год+, когда рынок, я искренне верю, вновь начнет расти, мы сможем увеличивать свой портфель на 50% в год.
Для глобального роста нужна будет серьезная допэмиссия. Нынешнее увеличение уставного фонда банка новым акционером на 15 млрд рублей – это, скорее, символический шаг, который свидетельствует, что акционер не просто выкупает пакет, а намерен инвестировать в увеличение капитала.
Об отношениях акционеров и топ-менеджмента
С прежними собственниками банка были очень комфортные отношения. Топ-менеджмент был абсолютно самостоятелен в решениях на уровне текущего управления. На уровень акционеров выносились только стратегические вопросы: финансовые модели развития, выход на новые рынки.
Верю, что такая модель отношений, с учетом результатов, которые показывал банк, заслуживает сохранения.
Могу сказать, что существующая бизнес-модель банка вполне устраивает нового собственника. Понятно, что мы будем ее расширять, но не меняя того, что уже есть.