Средний возраст успешных белорусских бизнесов составляет 20-25 лет, средний возраст их владельцев – 45-50 лет. Первую волну белорусских предпринимателей, бывших спортсменов, лейтенантов, физиков и радиотехников, рискнувших в конце 1980-начале 1990-х годов пойти в совершенно незнакомую и опасную сферу, постепенно сменяет вторая волна, которую составляют их дети - финансисты, управленцы, юристы, выпускники лучших вузов Беларуси и мира.
Сразу нужно сказать, что в отличие от некоторых постсоветских стран, прежде всего, стран Балтии, у владельцев большинства крупных компаний Беларуси вырисовываются реальные наследники, которые уже работают в отцовском или материнском бизнесах и намерены их продолжать.
Некоторые эксперты могут объяснить стремление передать и, соответственно, продолжить дело тем, что частный сектор в Беларуси зарегулирован, нет рынка ценных бумаг, продаться через биржу или стратегическому инвестору за справедливую цену, как это происходит с первым поколением бизнесменов в Балтии, крайне сложно.
Нужно учитывать и то, что по менталитету большинство белорусских бизнесменов, помнящих кидалово 1990-х годов, не готово приглашать в бизнес менеджеров со стороны. Они хотят видеть в числе менеджеров и ближайших помощников родных, так как в этом случае риск нечестного поведения или рейдерского захвата, минимален. То есть, дети еще до принятия стратегического решения о судьбе бизнеса, втянуты в дело семьи и, так сказать, с младых ногтей, увлечены им.
Как бы то ни было, но в Беларуси, если судить по оценкам наших собеседников-бизнесменов, действительно сравнительно высок процент желающих и стремящихся сохранить и вести семейный бизнес. В большинстве из двадцати крупнейших частных компаний Беларуси уже сегодня вместе с отцами работают на благо семейного дела их дети. Пока рано говорить, но совсем не исключено, что белорусы в этом плане окажутся близки по развитию к немцам. В одной из самых мощных мировых экономик – в Германии – семейные фирмы составляют около 85% от всего числа бизнесов. Причем, как правило, это крупные компании, на которых держится немецкая экономика: из 100 крупнейших бизнесов около половины — это семейные предприятия, существующие, по крайней мере, на протяжении двух-трех поколений (с послевоенной поры). Немцы, правда, в последнее время бьют тревогу. Третье поколение, взращенное в рамках глобализации и интернетизации, не очень хочет заниматься, как их деды и отцы, производством деревообрабатывающих станков и тормозных цилиндров. По этой причине Германия до кризисов стремилась в число лидеров по числу сделок M&A, новые собственники продавали семейные бренды. Только кризисы остановили набиравший темпы процесс.
По материалам:
валюта | сдать | купить |
НБ РБ 02.11.2024 |
|
---|---|---|---|---|
USD | 3.301 | 3.307 | 3.3162 | |
EUR | 3.593 | 3.593 | 3.604 | |
RUB100 | 3.408 | 3.418 | 3.4252 |
Кредиты | Ставка годовых |
---|
Потребительский | 9,9 % |
Автокредит | 16,1 % |
Недвижимость | 12,5 % |
Депозиты | Ставка годовых |
---|
BYN | 16,06 % |
USD | 0,4 % |
RUB | 14,55 % |