Уже опубликован
Начнем с хорошей новости:
Контроль за трансфертным ценообразованием
Напомним, что с 2015 значительно снижен порог стоимости сделок, которые подлежат контролю (с 60 млрд белорусских рублей – до 1 млрд, совершенные в течение года с одним нерезидентом).
В случае принятия изменений в Налоговый кодекс, плательщики будут обязаны информировать налоговые органы о внешнеторговых сделках, которые проходят с участием нерезидентов, зарегистрированных в оффшорной зоне, а также взаимозависимых лиц – в случаях, если цена сделок превышает 1 млрд.
Информация будет предоставляться в виде электронного документа, в форме реестра сведений по внешнеторговым сделкам. Сроки – те же, что предусмотрены для представления годовой налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль.
Кто такие взаимозависимые лица? С 2015 в Общую часть Налогового кодекса введены такие понятия, как доли прямого участия и доли косвенного участия одной организации (физического лица) в другой. Это сделано, чтобы признавать их взаимозависимыми. По ст. 20, взаимозависимыми признаются компании и физлица, отношения между которыми непосредственно влияют на условия/экономические результаты их деятельности (работу связанных с ними лиц). Это может быть в случаях, когда:
• Возникают отношения между учредителями (участниками) одной организации;
• Одно лицо выступает учредителем (участником) другой организации, и доля участия составляет не менее 20%;
• Одно лицо подчиняется другому по должности либо одно лицо находится (непосредственно или косвенно) под контролем другого;
• Лица совместно (непосредственно или косвенно) контролируют третье лицо;
• Физические лица состоят в браке, являются родственниками и прочее;
• Возникают отношения между верителем и доверительным управляющим.
Контроль за сделками с взаимозависимыми лицами
Планируется расширить ограничения – по учету расходов и доходов по сделкам с взаимозависимыми лицами.
Речь идет об использовании в налогообложении принципа контролируемой задолженности (задолженность перед иностранным или белорусским учредителем (их представителями), если они прямо/косвенно владеют более чем 20% компании-должника – прим. «Про бизнес.»). Этот принцип применяется госорганами для борьбы с незаконной минимизацией налогообложения. Он позволяет пресечь перераспределение прибыли – в пользу иностранных, а также белорусских учредителей, занижения ими налогов.
Вот состав затрат, которые контролируют налоговые органы в 2015 по расчетам с белорусскими учредителями, в отношении к которым компания-плательщик является взаимозависимой:
• Инжиниринговые услуги;
• Маркетинговые услуги;
• Консультационные услуги;
• Услуги по предоставлению информации;
• Управленческие услуги;
• Платежи в связи с приобретением в собственность (пользование) объектов права промышленной собственности.
В 2016 в перечень услуг, по которым налоговые органы могут применять принцип контролируемой задолженности, могут быть включены:
• Юридические услуги;
• Услуги, способствующие заключению договоров (услуги по поиску покупателей, проведению переговоров);
• Услуги по подбору и обучению персонала;
• Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита.
Счет-фактура
Электронная счет-фактура в качестве документа для всех плательщиков НДС может стать обязательной – в Налоговый кодекс может быть добавлена ст.1061.
На практике в момент отгрузки товаров или услуг, в которых есть НДС, плательщик в специальной программе ИМНС будет дублировать «бумажный» счет, который он выставляет заказчику.
Электронная счет-фактура выставляется в день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), определяемый ст. 100.
Таким образом, данные плательщика обо всех оборотах по НДС будут попадать в единую базу и должны будут совпадать с оборотами, отраженными в налоговой декларации по НДС.
Возможность корректировки налоговой декларации в день сдачи отчетности будет утрачена.
Отмена льгот для придорожного сервиса
Предусмотрена отмена льготы по налогу на недвижимость для объектов придорожного сервиса (сейчас она предоставляется на 2 года с даты ввода их в эксплуатацию (подп. 1.16 п.1 ст. 186 НК).
Также может быть отменена льгота по налогу на прибыль, полученная от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса (сейчас она предоставляется на 5 лет с моменты ввода объекта в эксплуатацию, согласно подп. 1.12 п.1 ст.140 НК).
Изменения в УСН
Хочу обратить внимание и на планы государственных органов в отношении применения УСН, которые не отражены в проекте изменений в Налоговый Кодекс, но активно обсуждаются на рабочих заседаниях МНС, Минфина, КГК. Предложения разнятся и не имеют пока единой концепции.
Чтобы пресечь минимизацию налоговых платежей с использованием счетов индивидуальных предпринимателей, МНС предлагает снизить для них предельный размер валовой выручки – с 13,7 млрд до 1 млрд. Если сумма будет превышена, плательщик обязан прекратить применение УСН и перейти на общеустановленный порядок налогообложения. По мнению налоговиков, в этом случае будут учитываться любые виды услуг, работ, если при их оказании возможна минимизация налоговых платежей – например, маркетинговые, консалтинговые услуги). Кроме того, предлагается понизить порог валовой выручки до 4,1 млрд (вместо действующего 9,4 млрд) и численности работников – до 15 человек (вместо 50). Это касается всех компаний, которые имеют право применять УСН без уплаты НДС.
У Комитета госконтроля для пресечения схем с использованием счетов ИП имеются иные предложения:
• Запретить применение УСН ИП, оказывающими услуги по управлению предприятием, консультационные, маркетинговые, бухгалтерские, проектные услуги и т.д.
Либо увеличить ставку налога при УСН для ИП до 13% без уплаты НДС, и до 10% – с уплатой НДС.
• Увеличить ставки налога при УСН для ИП, осуществляющих иные виды деятельности – до 7-9% без уплаты НДС и до 5-7% – с его уплатой.
Министерство финансов предлагает обсудить введение запрета на применение УСН индивидуальными предпринимателями, которые оказывают услуги по управлению предприятием, консультационные, маркетинговые, бухгалтерские, проектные услуги и т.д.
Источник:
валюта | сдать | купить |
НБ РБ 02.11.2024 |
|
---|---|---|---|---|
USD | 3.301 | 3.307 | 3.3162 | |
EUR | 3.593 | 3.593 | 3.604 | |
RUB100 | 3.408 | 3.418 | 3.4252 |
Кредиты | Ставка годовых |
---|
Потребительский | 9,9 % |
Автокредит | 16,1 % |
Недвижимость | 12,5 % |
Депозиты | Ставка годовых |
---|
BYN | 16,06 % |
USD | 0,4 % |
RUB | 14,55 % |