Минфин
Подоходный налог с физических лиц является важным источником поступления средств в бюджет государства (в настоящее время в Беларуси поступает в местные бюджеты). В 2015 году была увеличена ставка подоходного налога с 12 до 13%. Это повышение власти связали с введением так называемого материнского капитала, заявив, что дополнительный 1% пойдет на детей. В силу установившегося у нас в стране порядка распределения бюджетных средств распределение дополнительных средств «на детей» целевым способом вряд ли удастся, однако повышение уровня налогообложения граждан прошло довольно безболезненно и не вызвало бурной отрицательной реакции населения.
В то же время данная мера и не привнесла значительного пополнения бюджета, так как доходы граждан в этом году снизились: за первое полугодие реальные доходы сократились на 4,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, и, соответственно, бюджет вряд ли получит то, что он рассчитывал получить от повышения. Поэтому вопрос об источниках средств, которыми можно залатать бюджетные дыры, встал вновь.
О том, что денег в бюджете недостаточно, несмотря на профицит, говорят довольно скромные показатели поступлений Фонда соцзащиты (ФСЗН), который формируется из отчислений от фонда заработной платы. По данным Минфина, план по доходам за 7 месяцев выполнен лишь на 51,6% от годового плана. Хотя на соц. расходы, включая все тот же ФСЗН, потрачено уже 54,8%.
Итак, деньги бюджету нужны. Выходить с заявкой на повышение еще раз ставки подоходного налога для всех - совсем уж неразумно, да и на этот раз небезопасно на фоне снижения доходов населения. Поэтому в этом году пошли в наступление на расходы.
Первый звоночек прозвучал в связи с принятием декрета о тунеядцах. По сути, попытка взять с тех, кто не имеет официальных доходов, определенную сумму в бюджет – это налог на расходы, ведь доходов у человека формально нет или это частично не облагаемые по закону доходы: например, домохозяйка живет за счет мужа или сын-алкоголик – за счет матери-пенсионерки. Хотя, конечно же, государство подразумевало под теми, кого в народе окрестили «тунеядцами», прежде всего нарушителей налогового законодательства, которые свои доходы скрывают.
Казалось бы, государство, чтобы попытаться взять налог с нелегальных доходов. И все было бы ничего, и многие граждане, наверное, даже воспользовались бы предложенной офертой, но уже во время выхода декрета появились первые признаки того, что это только начало. Представители государственных ведомств, ответственных за сбор и распределение бюджетных денег, заявили, что, несмотря на уплату «налога на тунеядцев» в добровольном порядке, некоторые из этой когорты могут попасть под анализ их расходов. То есть введение налога на тунеядцев – это вовсе не плата за выход из-под дополнительного контроля государства. Теперь же, государственные органы делают второй шаг: хотят увеличить ставку налога с сумм расходов, которые превышают официальные доходы. В данном случае речь идет не только о тунеядцах или о тех, кто не получает доходов никаким другим образом, кроме как посильным, но нелегальным трудом. Здесь уже подразумевается более широкий круг физических лиц, среди которых и те, кто, возможно, устроился на какие-то работы из-за декрета, чтобы не платить налог на тунеядцев, но при этом зарплаты «нарисовал» себе небольшие. Если они тратят больше, чем официально получают, то государство попытается у них часть этих средств взять себе в виде налога.
Но… Ведь и раньше тоже налоговые органы могли взять подоходный налог с сумм превышения расходов над доходами, но только для этого не было специальной ставки. Сейчас ее предлагают повысить на 3 процентных пункта по сравнению с общей. Тем не менее это вроде бы не так уж болезненно. В конце концов, ставка подоходного налога в некоторых странах составляет больше 20%, правда, там и доходы повыше, и методика распределения этих поступлений в социальную сферу совсем другая.
Помимо введения новой ставки налога, в Налоговый кодекс предлагают внести еще одно изменение, а именно: немного подкорректировать статью 181, где и сейчас упоминается возможность взять налог с сумм превышения расходов над доходами.
Из текста пункта статьи, который гласит: «Суммы подоходного налога с физических лиц по доходам, исчисленным исходя из сумм превышения расходов над доходами в случаях, установленных законодательными актами о декларировании физическими лицами доходов и имущества, уплачиваются плательщиком на основании извещения налогового органа», предложено убрать слова «о декларировании физическими лицами доходов и имущества». То есть теперь понятие налогового «случая» расширяется на любой законодательный акт.
То есть либо готовятся какие-то новые законодательные изменения, либо в случае «перегибов на местах» это может привести к тотальной экспроприации.
Раз уж налоговая встала на путь контроля за расходами, то, конечно же, она будет прежде всего искать источники доходов. Среди наиболее распространенных доходов, которые позволяют людям безбедно жить, особо не работая, стоит назвать сдачу жилья в аренду.
Но не все могут сдавать квартиры официально по договору. Кому-то просто не хочется платить налог, кто-то не может это сделать в связи с ограничениями, введенными в конце концов на сдачу квартир, построенных за льготные кредиты. Для этих категорий предусмотрены свои ответственность и штрафы, но многие граждане резонно рассуждают, что до каждого «руки» налоговой все равно не дойдут, ну а если дойдут, то дешевле один раз заплатить штраф и плюс, может быть, налог за месяц, так как доказать, что ты сдаешь квартиру не один месяц, а уже лет пять, будет практически невозможно.
Чтобы увеличить материальную ответственность таких вот несознательных граждан, недостаточно участвующих в финансировании государства, введена пятикратная ставка налога при сдаче внаем квартиры, гаража и т. д. То есть если вас «накроют» со сдачей жилья, вы сразу же заплатите налог за пять месяцев, а не за один, а если еще будет очевидно, что сдаете не первый месяц, то по такой ставке налог возьмут за весь налоговый период.
Как давно вы сдаете квартиру, проверят, сопоставив ваши доходы и расходы.
Источник: БЕЛРЫНОК
валюта | сдать | купить |
НБ РБ 02.11.2024 |
|
---|---|---|---|---|
USD | 3.301 | 3.307 | 3.3162 | |
EUR | 3.593 | 3.593 | 3.604 | |
RUB100 | 3.408 | 3.418 | 3.4252 |
Кредиты | Ставка годовых |
---|
Потребительский | 9,9 % |
Автокредит | 16,1 % |
Недвижимость | 12,5 % |
Депозиты | Ставка годовых |
---|
BYN | 16,06 % |
USD | 0,4 % |
RUB | 14,55 % |