Приват-банкинг (Private Banking) — это эксклюзивный банковский сервис, предназначенный для Клиентов, обладающих крупным капиталом. Представляет собой профессиональный комплексный подход в управлении частным капиталом и высокие стандарты обслуживания Клиента.
Приват-банкинг зародился в Швейцарии более двух веков назад как индивидуальное обслуживание крупных Клиентов, и в процессе развития банковской сферы обособился в отдельный институт банковского обслуживания, подразумевающий высочайший уровень надежности, качества предоставляемых услуг. Классический Приват-банкинг — это управление капиталом Клиента и его семьи. Основная его цель– сохранение и приумножение личного капитала Клиента. Дополнительно к этому в рамках приват-банкинга банк может обеспечивать удовлетворение сопутствующих потребностей Клиентов путем предоставления им услуг нефинансового характера.
На постсоветском пространстве такой сервис появился относительно недавно и подразумевает индивидуальное обслуживание VIP-клиентов.
Стоит отметить, что у каждого банка есть свои VIP-клиенты, которые могут рассчитывать на особое отношение к своей персоне. Однако такие отношения, как правило, не формализованы и основаны исключительно на устных договоренностях. В отличие от этих «неформальных отношений», Приват-банкинг — обособленное направление банковской деятельности, специально выстроенная система предоставления услуг.
От обычного банковского обслуживания Приват-банкинг отличается, прежде всего, комфортом.
Во-первых, Клиент может взаимодействовать с банком тем способом и в то время, которые ему наиболее удобны. За каждым VIP-клиентом закрепляется персональный менеджер, который обязан круглые сутки быть в пределах «телефонной досягаемости» и решать все вопросы Клиента. А Клиент может позвонить в любое время и поинтересоваться состоянием своего инвестиционного портфеля. При необходимости менеджер может организовать доставку на дом крупной суммы наличности или отправиться в командировку по делам Клиента.
Во-вторых, в рамках Приват-банкинга Клиент в одном месте может получить все необходимые услуги, которые обычно рассредоточены по разным сферам: на фондовом рынке, рынке недвижимости, антиквариата и пр. Главное отличие Приват-банкинга состоит в комплексности подхода, при котором все разрозненные услуги собраны в единый портфель.
В качестве финансовых инструментов в рамках Приват-банкинга Клиентам могут предлагать:
- депозитные операции;
- инвестирование на фондовом рынке через ПИФы;
- доверительное управление;
- инвестирование в недвижимость;
- участие в фондах прямых инвестиций и венчурных проектах;
- приобретение драгоценных металлов;
- опционные или фьючерсные контракты по различным видам продуктов;
- операции, связанные с расчетно-кассовым обслуживанием: конвертация, ведение счетов до востребования, открытие и закрытие текущих счетов; операции по валютному контролю;
- межбанковские переводы;
- открытие счетов в иностранных банках;
- выпуск кредитных и иных банковских карт;
- страхование имущества, здоровья, рисков и т.д.
Дополнительно Клиенты могут воспользоваться широким спектром консультаций, в их числе адвокатская поддержка, налоговое планирование, консультации по зарубежным рынкам, консультации по вопросам строительства или покупки недвижимости (включая организацию юридической экспертизы), решение проблем наследования, помощь в организации образования детей, управление благотворительностью; различные дисконтные программы, связанные с приобретением товаров и услуг класса deluxe; вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью: помощь в получении патента или приобретении защищенных патентом технологий.
Условный критерий, позволяющий причислить Клиента к категории «особо важных», — это размер денежных средств, размещенных Клиентом в банке. В каждом кредитном учреждении установлена своя «планка». Однако VIP-клиентом банка можно стать, и не размещая в нем вышеуказанную сумму. Для этого достаточно быть влиятельной, известной или просто популярной персоной — спортсменом, писателем, чиновником. То есть человеком, формирующим общественное мнение или влияющим на принятие важных решений. Ну и, конечно, все шансы стать VIP клиентами банка имеют его учредители и руководители крупных коммерческих структур — ключевых партнеров или клиентов этого финансово-кредитного учреждения.
Что касается Республики Беларусь, то здесь данный вид банковского сервиса развит достаточно слабо. Похвастаться наличием такой услуги на сегодняшний день могут лишь два банка: «Приорбанк» и «Альфа-банк».
Попытка «Приорбанка» в данном направлении постепенно трансформировалась в предоставление персонального менеджера с несколько усеченными функциями по сравнению с классическими канонами Приват-банкинга.
«Альфа-банк» же готов предложить своим VIP-клиентам достаточно широкий спектр услуг: персональный менеджер, круглосуточное обслуживание, широкий набор уникальных банковских услуг по управлению частным капиталом, доступ ко всем информационным ресурсам Альфа-Банка, в том числе к сведениям инвестиционных аналитиков, юристов и специалистов по налогообложению, гарантии конфиденциальности.
Для того, чтобы получить возможность пользоваться такой услугой «Альфа-банка» необходимо, чтобы минимальный предел суммы остатков на счетах составлял– не менее 100 тыс. долларов.
Любой бизнесмен, менеджер, просто владелец капитала, отвечающий требованиям банка по уровню капитала, может стать членом элитного клуба Альфа-Банка и рассчитывать на соответствующее его статусу обслуживание. Если нет счета в банке или же остатки не дотягивают до индикативного уровня, то нужно будет ежемесячно платить около 300 тыс. рублей за право быть причисленным к VIP-персоне.
BENEFIT.BY