Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) подтвердило долгосрочные и краткосрочные рейтинги Беларуси. Долгосрочный рейтинг подтвержден на уровне B-, краткосрочный – на уровне B. Прогноз по рейтингам – стабильный.
"Внешняя позиции Беларуси остается очень уязвимой из-за очень высоких внешних финансовых потребностей, и мы ожидаем, что страна продолжит испытывать экономический спад в 2016 году", – отмечается в пресс-релизе S&P.
На рейтинги Беларуси оказывают влияние внешнее положение и ее денежно-кредитная политика. S&P, в частности, отмечает, что позитивно влияют на рейтинги страны относительно низкая долговая нагрузка госсектора и вероятность финансовой поддержки от России.
Сможет ли Беларусь и далее держаться на таком уровне? Программа действий правительства предполагает только дальнейшее ужесточение.
Известие о том, что первый транш (в сумме $500 млн.) нового кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) вызвало смешанные чувства.
Поскольку резко возрастают шансы на то, что к концу года размер внешнего госдолга Беларуси не будет соответствовать ни одному установленному критерию безопасности, пишет Сергей Жбанов в Белгазете.
Население Беларуси, получив квитанции на коммунальные услуги за январь, впервые почувствовало, что суверенное долговое бремя. И это только начало, поскольку ЕФСР - основной внешний кредитор республики, очень рассчитывает, что процесс полного возмещения затрат на услуги ЖКХ и коммунального транспорта в республике будет набирать силу.
«Структурные меры политики предусматривают значительное увеличение уровня возмещения затрат на ЖКХ тарифами для населения с 30% на конец 2015г. до 70% - на конец 2017г., что приведет к сокращению бюджетных субсидий предприятиям ЖКХ, рационализации потребления услуг ЖКХ населением и сокращению перекрестного субсидирования как важного фактора повышения конкурентоспособности белорусской экономики», - говорится в пресс-релизе Евразийского банка развития (ЕАБР).
По состоянию на 1 января 2016г., согласно данным Нацбанка, внешний госдолг составил $12,4 млрд., или 22,7% к ВВП, приблизившись вплотную к относительному порогу безопасности, установленному на уровне 25% ВВП.
Причем к 1 марта 2016 года его объем немного подрос - до $12,5 млрд. Далее динамика показателей безопасности внешнего долга может резко ухудшиться, поскольку страна получит $1,1 млрд. в рамках первых трех траншей новой кредитной программы ЕФСР на фоне падающих темпов ВВП.
Рефинансирование внешнего долга неизбежно. Если заемные средства не пойдут на погашение внешнего госдолга, а просто осядут, как и прежде, в золотовалютных резервах, то даже при том же объеме ВВП внешний госдолг преодолеет очередной рубеж безопасности. Вероятность наступления данного события очень высока: ВВП Беларуси в долларовом выражении продолжает снижаться.
валюта | сдать | купить |
НБ РБ 23.11.2024 |
|
---|---|---|---|---|
USD | 3.442 | 3.45 | 3.415 | |
EUR | 3.605 | 3.613 | 3.5911 | |
RUB100 | 3.34 | 3.355 | 3.3927 |
Кредиты | Ставка годовых |
---|
Потребительский | 9,9 % |
Автокредит | 16,1 % |
Недвижимость | 12,5 % |
Депозиты | Ставка годовых |
---|
BYN | 16,06 % |
USD | 0,4 % |
RUB | 14,55 % |