Новости

Памятка для новичков: О чем важно знать при регистрации и запуске собственного бизнеса

17-05-2016

С чего начать собственное дело и какие основные процедуры необходимо пройти – рассказывает Ольга Рухлевич, партнер юридической компании «Аврора».

 – Вы давно мечтали, чтобы хобби приносило доход? Наступил момент, когда вы созрели и готовы самостоятельно вести бизнес, работать «на себя»? Но у вас возникает ряд вопросов, которые становятся, на первый взгляд, непреодолимой преградой. Постараемся ответить на основные из них.

КОМУ И КАК РЕГИСТРИРОВАТЬ БИЗНЕС 

Возможные статусы, в которых вы можете осуществлять деятельность:

--- Физическое лицо.

--- Индивидуальный предприниматель (ИП).

--- Юридическое лицо.

В каких случаях можно не регистрироваться как ИП или юрлицо

Если вы актер, танцор, музыкант (при этом выступаете индивидуально), всегда мечтали заниматься фотографией (фотосъемка, изготовление фотографий) или музыкальным обслуживанием торжеств, либо хотите заниматься ремонтом меховых, швейных изделий, или быть репетитором – можно смело начинать свое дело, не регистрируя даже ИП.

Это же правило распространяется и на авторов произведений, получающих вознаграждения по авторским договорам (например, автор иллюстраций для книг).

При этом, если у таких творческих людей доход нерегулярный (к примеру, от продажи картин или реализации изделий народных промыслов на специализированных площадках), они не зарегистрированы как ИП – можно не опасаться, что их признают тунеядцами и заставят уплачивать соответствующий налог.Сегодня можно обратиться в Министерство культуры за выдачей сертификата творческого работника. Получив этот статус, вы освобождаетесь от налога на тунеядство.Налоговый кодекс содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, которые не относятся к предпринимательской деятельности и которые возможно вести, ничего не регистрируя.

Какие виды деятельности и как нужно регистрировать?

Если же дела, которым решили заняться, в этом перечне нет (например, изготовление мебели или торты на заказ), либо спрос на ваши товары/работы/услуги настолько возрос, что вы уже не в силах без наемных работников его удовлетворить, то вы должны принять решение: регистрироваться в качестве ИП или создавать юридическое лицо.

Отличия ИП от юридического лица:

1. Процедура регистрации ИП намного проще и дешевле, чем регистрация юридического лица (требуется подготовка учредительных документов и уплата более высокой государственной пошлины).

2. У ИП нет такого понятия, как уставный фонд, а у юридического лица таковой должен быть сформирован по истечении 1 года с момента его государственной регистрации (хотя в большинстве случаев нет минимально установленного ограничения его размера).

3. Юридический адрес у ИП располагается по месту регистрации (прописки) предпринимателя. В то время как у юридического лица (кроме унитарного предприятия) он должен располагаться в нежилом помещении.

4. Если вести деятельность как ИП, то наемных работников (в том числе лиц, оказывающих услуги/выполняющих работы по гражданско-правовым договорам) может быть не больше трех. У юридических лиц таких ограничений нет. Но если они применяют упрощенную систему налогообложения, средняя численность работников за девять месяцев должна быть не более ста человек.

5. ИП всем своим имуществом несет ответственность по долгам, возникшим в ходе его деятельности.

По общему правилу юридическое лицо тоже несет ответственность всем своим имуществом. Но речь идет не о личном имуществе учредителей, а об имуществе, которое содержится на балансе его компании. Учредитель также может быть привлечен к субсидиарной ответственности, но только в отдельных случаях (при банкротстве юридического лица) и при отсутствии имущества у него самой компании.

6. Регистрируясь в качестве ИП для занятия бизнесом, вы юридически не сможете иметь партнера. Для этого необходимо создавать юридическое лицо.

7. ИП может не открывать текущий (расчетный) счет в банке, а юридическое лицо обязано открыть таковой.

8. ИП может более свободно распоряжаться выручкой от своей деятельности, снимая ее как личный доход в любое время. В то время как юридическое лицо может воспользоваться прибылью лишь при условии выплаты дивидендов (принятия решения о распределении прибыли) и уплаты соответствующих налогов с них.

КАКИЕ НАЛОГИ НУЖНО ПЛАТИТЬ

Если законодательством вам предоставлена возможность вести предпринимательскую деятельность в статусе физического лица, либо ваша деятельность не является предпринимательской согласно действующему законодательству, то доходы от нее подлежат обложению только единым налогом. Размер единого налога зависит от вида вашей деятельности и места ее осуществления (населенного пункта). Узнать это можно в налоговом органе по месту жительства.

Если вы, как автор произведения, получаете вознаграждения по авторским договорам, то с таких вознаграждений вам необходимо оплатить подоходный налог – 13%. Вы также имеете определенные налоговые преференции в виде так называемых профессиональных вычетов (льгот по налогу). Их размер зависит от вида произведений.

Если вы зарегистрированы в качестве ИП, то к вам могут быть применены следующие налоговые системы:

--- УСН – упрощенная система налогообложения (5% от выручки без НДС, 3% от выручки с НДС) или ОСН – общая система налогообложения с уплатой подоходного налога (16% от дохода). По вашему выбору и при условии соблюдения требований и ограничений законодательства (по некоторым видам деятельности, числу работников в штате и размеру выручки).

--- Единый налог (фиксированная сумма). Налоговым кодексом строго определены условия, при которых ИП обязан (а не вправе!) уплачивать единый налог.

--- Смешанная система (уплата единого налога и налога по УСН/ОСН одновременно).

Системы налогообложение для юридических лиц:

--- УСН (5% от выручки без НДС, 3% от выручки с НДС).

--- Или ОСН с уплатой налога на прибыль (18% от прибыли).

Эти системы определяются по вашему выбору, при условии, что соблюдаются требования и ограничения законодательства (по некоторым видам деятельности, числу работников в штате и размеру выручки).

ОТЧИСЛЕНИЯ В ФСЗН И БЕЛГОССТРАХ

1. ИП (в случаях, если зарегистрированный в качестве ИП больше нигде не трудоустроен) уплачивает один раз в год в Фонд социальной защиты населения не менее 35% от минимальной заработной платы по стране за каждый месяц деятельности в качестве ИП. К примеру, если вы весь 2015 осуществляли предпринимательскую деятельность в качестве ИП (независимо от получения дохода от нее), то не позднее 01 марта 2016 года вы должны были уплатить 8 988 400 белорусских рублей.

2. Если же у ИП есть наемные работники, т.е. заключены гражданско-правовые или трудовые договоры (контракты), то как и общество, в фонд социальной защиты населения ИП уплачивается 35% от фонда оплаты труда/вознаграждения по гражданско-правовому договору. Из них 34% от фонда оплаты труда оплачивает наниматель, а 1% удерживается из оплаты труда работника или подрядчика.

С отчислениями в Белгосстрах ситуация следующая: если вы ИП и у вас нет наемных работников, то платить не нужно. Юридическое лицо уплачивает процент от фонда заработной платы.

КАК ВЕСТИ БУХУЧЕТ

Необходимость ведения бухгалтерского учета для ИП и юридических лиц установлена законодательством.

ИП может вести бухгалтерский учет самостоятельно либо в формах, установленных для юридических лиц.

Руководство бухгалтерским учетом юридического лица осуществляет главный бухгалтер. В одной из форм:

--- Создается структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.

--- Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности возлагается на главного бухгалтера.

--- По договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности передается организации или ИП, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Немаловажно, что руководитель микроорганизации(организации с численностью работников до 15 человек) вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично. Но только в том случае, если он отвечает требованиям, которые предъявляются и ко всем, кто назначается на должность главного бухгалтера:

--- Высшее или среднее специальное образование, предоставляющеее право работать по специальности бухгалтера.

--- Стаж работы по специальности бухгалтера не менее трех лет.

--- Отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение экономического преступления.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ОТКРЫВАТЬ ТЕКУЩИЙ (расчетный) СЧЕТ В БАНКЕ 

Имея текущий (расчетный) счет в банке, вы можете оперативно осуществлять расчеты. И если это важно для вашего вида деятельности, то имеет смысл потратить силы на выбор «своего» банка. Но эта опция не всегда является первоочередной.

Если общество не сможет работать без текущего счета, ИП не обязан открывать текущий счет в банке  при одновременномдействии вот этих пунктов:

--- ИП осуществляет виды деятельности, по которым уплачивает единый налог.

--- Размер валовой выручки ИП в год не превышает 1 000 базовых величин.

--- ИП в своей деятельности не использует кассовый суммирующий аппарат и/или специальных компьютерных систем.

 НУЖНА ЛИ ПЕЧАТЬ

Печать придает некой важности документу.Но законодательство, как это не удивительно, не обязывает изготавливать печать (ни к юридическому лицу, ни к ИП таких требований не предъявляется).Но не исключено, что в повседневной работе печать будет необходима – например, чтобы выдать доверенность, которая обязательно должны быть скреплена печатью юридического лица.

ИП чаще всего обходится без печати. Кроме того, ее можно заказать в любое время после получения свидетельства о государственной регистрации. Таким образом, если наступит нужный момент, вы сможете достаточно оперативно печать сделать.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИНИМАТЬ ДЕНЬГИ ОТ ЗАКАЗЧИКА

После успешной регистрации своего бизнеса вы приступаете к деятельности – и вот приходит ваш первый заказчик. Один из вопросов – как принять деньги у заказчика? Это можно сделать через наличный и безналичный расчет.

По безналичному расчету все достаточно просто: если ваш заказчик – юридическое лицо, он сможет перечислить денежные средства со своего расчетного (текущего) счета на ваш (такой же) счет в банке.

Если ваш заказчик – физическое лицо, то вы готовите для него квитанцию со своими данными. В банке он сможет перечислить по ней денежные средства на ваш счет.

А как же принять наличные денежные средства? По общему правилу юридические лица и ИП принимают наличные денежные средства с применением кассового оборудования.Вместе с тем, законодательно предусмотрен ограниченный ряд случаев, когда юридические лица и ИП могут принимать наличные денежные средства без использования кассового оборудования.

В большинстве своем их объединяет то, что они работают вне места регистрации ИП или юридического лица. Например, розничная торговля на рынках и ярмарках, разносная и развозная торговля, оказание услуг по предоставлению жилых помещений.

Если ваша деятельность не требует использования кассового аппарата, то принимая наличные денежные средства за товары (работы, услуги), вы должны помнить только о том, что необходимо выдать заказчику документ, подтверждающий факт покупки товара и приема денег. Это может быть:

--- Квитанция о приеме наличных денежных средств.

--- Приходный кассовый ордер.

Бланки можно заказать в налоговой инспекции по месту своей регистрации.

ЧЕМ ГРОЗИТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ 

Сегодня предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (когда она обязательна).

Вид ответственности зависит от размера полученного дохода.

Если доход получен в крупном размере, то лицо, которое вело деятельность без регистрации, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом или без штрафа.

В других случаях – административная ответственность и, соответственно, наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией (предметов, орудий и средств правонарушения, а также дохода, полученного в результате такой деятельности) или без конфискации.

Источник: Про бизнес.

 

Последние новости

Лучшие курсы валют на сегодня, 01.11.2024 года
Продать валюту 01.11.2024 года в обменных пунктах можно по курсу (по состоянию на 8:00):1USD = 3.301 BYN.1EUR = 3.59 BYN.100 RUB = 3.418 BYN.
01-11-2024
Лучшие кредиты на сегодня, 01.11.2024 года
Подборка выгодных кредитных предложений банков Беларуси. Узнайте, где можно взять кредит на рефинансирование (кредит под кредит) с низкими процентами и на выгодных условиях на сумму 6000 BYN и срок 2 года.
01-11-2024
Выгодные вклады в белорусских рублях для физических лиц на сегодня, 01.11.2024 года
Подборка лучших предложений по вкладам в белорусских рублях в банках Беларуси. Узнайте, где выгодно разместить свои сбережения под высокий процент на сумму 4000 BYN и срок 395 дней.
01-11-2024
Курс Нацбанка Республики Беларусь на завтра, 02.11.2024 года
Завтрашние курсы иностранных валют (02.11.2024) зафиксированы следующим образом: доллар США – 3.3162 BYN, евро – 3.604 BYN и российский рубль (100 RUB) – 3.4252 BYN.
01-11-2024
ВТБ (Беларусь) увеличил сумму кредита без залога для малого бизнеса до 1 млн белорусских рублей
ВТБ (Беларусь) запустил кредитование малого бизнеса без залога на сумму до 1 млн белорусских рублей. Оформить заявку на кредит можно онлайн или через персонального менеджера.
31-10-2024
ВТБ (Беларусь) назвал самых активных пользователей онлайн-банка
Более 600 тысяч белорусов подключены к онлайн-банку ВТБ (Беларусь). Из них каждый десятый стал клиентом дистанционно. Самыми активными пользователями являются жители столичного региона (30%), Брестской и Гомельской областей (по 16%). Средний возраст «цифрового» клиента – 43 года, при этом женщин среди пользователей больше, чем мужчин (53%).
31-10-2024


валюта сдать купить НБ РБ
01.11.2024
USD 3.302 3.305 3.3162
EUR 3.593 3.593 3.604
RUB100 3.41 3.418 3.4252
Лучшие предложения
Кредиты Ставка годовых
Потребительский 9,9 %
Автокредит 16,1 %
Недвижимость 12,5 %
Депозиты Ставка годовых
BYN 16,06 %
USD 0,4 %
RUB 14,55 %