В условиях непростой рыночной конъюнктуры для любого бизнеса возрастает риск возникновения проблем с выплатами по кредитам. В такой ситуации многие предприниматели стремятся снизить кредитную нагрузку на свою компанию, уменьшив размер ежемесячных платежей, и обращаются в банки за рефинансированием существующего долга. О том, в каких случаях бизнес может рассчитывать на перекредитование, как предотвратить проблемы с погашением займа и каких моделей поведения стоит придерживаться в непростых экономических условиях рассказывает начальник управления корпоративных продаж ЗАО «МТБанк» Иван Лагутин.
-Увеличился ли в последнее время спрос бизнеса на рефинансирование ранее взятых кредитов? Какие компании и в каких ситуациях хотят перекредитоваться?
-Да, можно сказать, что спрос на рефинансирование увеличился в последнее время. В непростых экономических условиях все больше субъектов хозяйствования обращаются в банки, рассчитывая удлинить сроки погашения ранее полученных займов и сделать графики платежей более удобными для компании в условиях изменившейся рыночной ситуации.
Исходя из практики нашего банка, могу сказать, что предприниматели обращаются за рефинансированием в двух случаях. Первый – когда компания еще справляется с выплатами по взятому кредиту, но чувствует, что рынок потерял прежнюю прогнозируемость, и хочет застраховаться от проблем с погашением долга в будущем. В этом случае дальновидные предприниматели заранее обращаются в банк, снижают кредитную нагрузку на свое предприятие и в дальнейшем более уверенно чувствуют себя на рынке.
Вторая категория – те, которые уже столкнулись с проблемами и выплачивать кредит им стало тяжело. К сожалению, приходится отметить, что клиентов второго типа сейчас больше.
Но тем не менее, мы работаем с обеими категориями клиентов – проводим диагностику бизнеса, выясняем слабые места компании, где можем – перекредитовываем, даем рекомендации, предлагаем различные инструменты, которые снижают риски для бизнеса. Например, в МТБанке можно продлить срок выплат по кредиту до 5 лет. Ежемесячный платеж в таком случае может быть уменьшен до 50%, а значит, вероятность выйти на просроченную задолженность значительно снижается. Высвободившиеся средства, пусть даже небольшие, можно направить на формирование подушки ликвидности внутри компании, что обеспечит дополнительную страховку для бизнеса в ситуации рыночной турбулентности.
Бывают случаи, когда в рефинансировании приходится отказывать. Так, недавно к нам обратилась компания, которая занимается поставками химической продукции для сельского хозяйства. Клиент хотел рефинансировать длинный инвестиционный кредит, полученный в другом банке. Мы проанализировали ситуацию, в которой находится компания, оценили риски, постарались подобрать к ним соответствующие компенсаторы – но все же приняли решение отказать. Однако мы не просто сообщили клиенту об этом, а пояснили, какие риски не позволили нам принять положительное решение и что ему нужно сделать, чтобы улучшить сложившуюся ситуацию. Например, мы указали на избыточный валютный риск, который компания «хронически» принимала на себя в течение последних нескольких лет. Работая с неплохой операционной прибылью, компания предпочитала использовать валютные кредиты для пополнения своих оборотных средств, т.к. это было дешевле с точки зрения процентных расходов по сравнению с кредитованием в белорусских рублях. Однако значительные объемы рублевой дебиторской задолженности, после нескольких скачков курса белорусского рубля, привели к формированию крупных курсовых разниц, что, по сути, «съедало» все операционные успехи бизнеса. Соответственно, компании следовало пересмотреть структуру своих пассивов. Аналогичные рекомендации мы сделали касательно объемов складских остатков, где по нашему мнению у клиента был избыточно «зарыт» так необходимый ему оборотный капитал и т.д. Клиент, конечно, был расстроен отказом, но в то же время у него сложилось детальное понимание нашей позиции и он был признателен нам за предоставленные рекомендации.
-Существуют ли какие-то тревожные сигналы, которые подсказывают бизнесменам, что скоро их предприятие может не справиться с нынешней кредитной нагрузкой?
-Я бы выделил два момента, которые должны заставить предпринимателя серьезно задуматься о снижении кредитной нагрузки.
Первый – если ежемесячные платежи по кредитам начинают «съедать» более 50% среднемесячной прибыли. Второй – это возросшая волатильность рынка, на котором работает компания, в результате чего значительно снижается прогнозируемость рыночной ситуации. В таких случаях мы рекомендуем серьезно задуматься о снижении ежемесячных платежей по кредитам.
-Зачем банкам «чужие долги»?
-Для банка любой кредит, выданный клиенту, – это актив. Выдавая кредиты, банки зарабатывают – это ни для кого не секрет. Соответственно любому банку нужны «долги» как таковые. Принадлежал ли этот долг ранее другому банку или является вновь сформированным – не столь важно.
Помимо непосредственно финансового состояния заемщика, решение о выдаче кредита или рефинансировании действующей задолженности в конкретном банке зависит от многих факторов – принятой риск-политики, объема портфеля проблемной задолженности, выполнения нормативов регулятора, политики материнского банка (если таковой имеется) и т.д.
Поэтому один и тот же заемщик в разных банках может получить разные решения. Это абсолютно нормально. В такой ситуации, как правило, выигрывают банки с более гибким подходом к риск-политике и наименьшим количеством «внутренних» ограничений.
-Какие модели поведения могут помочь бизнесу успешно пережить нынешний кризис?
-В ситуации нестабильной рыночной конъюнктуры крайне неправильно занимать выжидательную позицию, придерживаясь стратегии «отбивания» от нападок рынка по мере их появления. Пассивность занимаемой позиции делает ситуацию неуправляемой для собственника, и если из рынка «прилетит» по-настоящему сильный удар – только «нокдауном» бизнес можно не отделаться.
Из активных моделей поведения мы выделяем две – «заядлый оптимизатор» и «здоровый энтузиаст». «Заядлый оптимизатор» – это тот предприниматель, который выбрал наименее рискованную стратегию, ориентированную на оптимизацию бизнес-процессов, обдуманное урезание текущих расходов, оптимизацию структуры пассивов и кредитной нагрузки, снижение стоимости финансирования и др. Вторая модель – «здоровый энтузиаст» – это предприниматели более склонные к риску, которые рассматривают кризис как время новых возможностей и стараются нарастить долю рынка, найти новые ниши. Обе модели – рабочие и могут быть использованы. Главное, чтобы бизнесмен выработал для себя конкретный и последовательный план действий. Понятно, что сам план в последствие может меняться и корректироваться (все предвидеть мы не можем), важна именно работа над ним, осознание собственной позиции и того, каким образом вы будете действовать в той или иной ситуации. Еще Дуайт Эйзенхауэр говорил: «План – ничто, планирование – все».
Источник: МТБанк
валюта | сдать | купить |
НБ РБ 23.11.2024 |
|
---|---|---|---|---|
USD | 3.442 | 3.45 | 3.415 | |
EUR | 3.605 | 3.613 | 3.5911 | |
RUB100 | 3.34 | 3.355 | 3.3927 |
Кредиты | Ставка годовых |
---|
Потребительский | 9,9 % |
Автокредит | 16,1 % |
Недвижимость | 12,5 % |
Депозиты | Ставка годовых |
---|
BYN | 16,06 % |
USD | 0,4 % |
RUB | 14,55 % |