Что значит для высокая позиция в рейтинге Всемирного Банка
Улучшение позиций в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса 2017» (Беларусь поднялась на 13 рейтинговых пунктов по сравнению с предыдущим годом и заняла 37-е место в рейтинге среди 190 государств мира) вряд ли станет серьезным сигналом для инвесторов, пока Беларусь не изменит свой имидж страны с государственной экономикой.
За 11 лет участия в рейтинге «Ведение бизнеса» Беларусь из аутсайдеров продвинулась в первую четверть лучших мировых практик, хотя финансовых «дивидендов» этот рывок стране пока не принес. И принесет ли – большой вопрос, если аналогичного прогресса страна не достигнет по реформированию своей экономики.
ПО ПОЗИЦИИ «ЗАЩИТА МИНОРИТАРНЫХ ИНВЕСТОРОВ» У БЕЛАРУСИ — +20 ПУНКТОВ
«Ведение бизнеса» проводит анализ правовых норм, применяемых в отношении частных предприятий по 11 областям их жизненного цикла. В 2016 году 10 из этих областей были включены в совокупный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса. Это — «Создание предприятий», «Получение разрешений на строительство», «Подключение к системе электроснабжения», «Регистрация собственности», «Получение кредитов», «Защита миноритарных инвесторов», «Налогообложение», «Международная торговля», «Обеспечение исполнения контрактов», «Разрешение неплатежеспособности». «Ведение бизнеса 2017» также измеряет регулирование рынка труда – показатель, который в этом году не входит в рейтинг.
В структуре исследуемых при составлении отчета «Ведение бизнеса 2017» сфер «жизнедеятельности» бизнеса сложились следующие позиции Беларуси:
· «Создание компании» – 31 место (в отчете «Ведение бизнеса 2016» – 30 место);
· «Получение разрешений на строительство» – 28 место (было 25);
· «Подключение к системе энергоснабжения» – 24 место (74);
· «Регистрация собственности» – 5 место (7);
· «Получение кредита» – 101 место (109);
· «Защита миноритарных инвесторов» – 42 место (62);
· «Налогообложение» – 99 место (95);
· «Международная торговля» – 30 место (30);
· «Обеспечение исполнения контрактов» – 27 место (28);
· «Разрешение неплатежеспособности» – 69 место (95).
Наибольший прогресс отмечен в категории «Подключение к системе электроснабжения» (+50 пунктов) за счет упрощения процесса присоединения к электрическим сетям. Улучшены значения также по таким показателям, как «Регистрация собственности» (+2 позиции), «Получение кредита» (+8 позиций), «Обеспечение исполнения контрактов» (+1 позиция), «Разрешение неплатежеспособности» (+26 позиций). «Защита миноритарных инвесторов» (+20 позиций).
Наибольший прогресс отмечен в категории «Подключение к системе электроснабжения» (+50 пунктов) за счет упрощения процесса присоединения к электрическим сетям.
Позиция «Защита миноритарных акционеров» вызывает особый интерес. Беларуси по показателю засчитаны следующие реформы: усилена защита миноритарных акционеров, повышена корпоративная прозрачность компании. При этом значения по всем индексам, являющимся основой показателя, выросли: индекс уровня защиты миноритарных инвесторов оценен в 6,3 балла из 10 возможных (в странах ОЭСР — 6,5), индекс столкновения интересов – в 5,7 балла (в странах ОЭСР — 6,3), индекс акционерного управления — в 7 баллов (в странах ОЭСР — 6,6).
Как отметил глава представительства Всемирного банка в Беларуси Ян Чул Ким на пресс-конференции 26 октября, Беларусь предприняла шаги по укреплению защиты прав миноритарных инвесторов, гарантировав правовую защиту в тех случаях, когда операции связанных сторон причиняют компании ущерб, а также ужесточив требования к корпоративной прозрачности.
Тем не менее, учитывая недавнюю активную белорусскую практику по возвращению приватизированных активов в лоно государства, невзирая на активное в ряде случаев сопротивление миноритарных акционеров, эта позиция требует более тщательной оценки.
Да, активная фаза этой кампания пришлась не на прошлый год. Но ведь именно в результате уже случившейся и продолжающейся практики по деприватизации предприятий количество миноритарных акционеров в некоторых белорусских ОАО заметно поубавилось. Да и после недавнего административного жима на акционеров в процессе возврата предприятий в госсобственность миноритариям вряд ли требуется защита, ибо главным их защитником государство считает себя.
КАК «ЗАЩИЩАЛИ» ИНТЕРЕСЫ МИНОРИТАРНЫХ АКЦИОНЕРОВ БЕЛАРУСИ
В Беларуси кампания по возврату предприятий в госсобственность – преимущественно, под лозунгом защиты миноритарных акционеров — продолжалась в течение последних 20 лет. В эти годы менялась лишь степень ее активности в зависимости от обстоятельств. Поводы для деприватизации у государства находились разные: это и конфликты с менеджментом предприятий, «внешние угрозы» — если на покупку крупного пакета претендовал нежелательный инвестор, а также весьма благовидная причина — желание ускорить модернизацию. В этом случае государство «вливало» деньги в ОАО через дополнительную эмиссию, как следствие — доли крупных собственников в акционерном капитале «размывались», а госдоля – вырастала.
Причем, волна возврата в госсобственность в первую очередь «накрыла» первенцев приватизации, в структуре акционерного капитала которых доли государства не было вообще или она была небольшой – то есть те, где владельцами акций являлись миноритарные акционеры.
Дело в том, что в Беларуси приватизационное законодательство начала 1990-х годов позволяло предприятиям выкупить в собственность львиную долю акций или даже весь госпакет (в то время персоналу разрешалось приобрести 50% акций за именные приватизационные чеки «Имущество» (ИПЧ), а остальное — за деньги, а также используя заемные средства, в том числе кредиты). Но уже 20 марта 1998 года президент своим декретом запретил использование заемных средств для выкупа госакций. Тем не менее, предприятия, приватизированные в ходе первой «волны», в течение 5 лет активно выкупали актив и использовали для этого разные финансовые инструменты: ИПЧ, деньги персонала, заемные ресурсы, механизм аренды
В результате в Беларуси было создано около 30 ОАО без госдоли в уставном фонде, а также десятки акционерных обществ с небольшой долей государства. Чуть ли не всех этих первенцев приватизации государство позже под разными предлогами вернуло под свой контроль.
Например, предприятие «Белмедпрепараты» было акционировано в 1995 году в числе первых в расчете с помощью акционерного капитала привлечь на предприятие нового собственника. Но когда к нему проявили интерес потенциальные инвесторы, государство решительно вмешалось. В 2004 году Высший хозяйственный суд признал приватизацию недействительной, и вернул «Белмедпрепараты» под контроль государства.
ОАО «Керамин» появилось в 1994 году, в этом предприятии персонал выкупил 92% акций. Позже само ОАО в течение нескольких лет выкупало акции миноритариев на свой баланс (законодательство предоставляло такую возможность) в расчете сформировать крупный пакет и продать его стратегическому инвестору. Однако сделать это «Керамину» не позволили – эти акции были переданы государству.
Еще у одного первенца приватизации – компании «Пинскдрев» — после акционирования в уставном капитале не было ни одной государственной акции. Тем не менее, в январе 2011 года президент Беларуси своим указом назначил концерн «Беллесбумпром» управляющей компанией «Пинскдрева», мотивируя необходимостью защитить интересы трудового коллектива после случившейся на предприятии аварии.
На заре белорусской приватизации многие отечественные предприятия рассчитывали, что акционирование позволит им привлечь инвестиции в развитие. Но мало кому удалось реализовать эту возможность. Чтобы не допустить «нежелательной» приватизации, государство в зародыше пресекло такую возможность — м марте 1998 года в Беларуси был введен мораторий на движение акций. Суть его состояла в том, что миноритарным акционерам запретили продавать полученные в процессе чековой приватизации акции предприятий. В результате фондовый рынок, который в Беларуси едва-едва начал формироваться, замер. А белорусские ОАО фактически лишились возможности консолидировать крупные пакеты в руках стратегических собственников.
Мораторий просуществовал в Беларуси 10 лет. Только в 2008 году, в том числе по настоянию смелых чиновников в правительстве (которые, впрочем, были озабочены необходимостью привлечения внешнего финансирования), он был снят. Причем, отменить мораторий предполагалось не сразу, а в 3 этапа, но с 2011 года все ограничения по покупке-продаже акций должны были исчезнуть.
Действительно, 1 января 2011 года запрет на движение акций в Беларуси был отменен. И многие миноритарные акционеры поспешили этим воспользоваться: стали продавать свои акции. Причем, так активно, что чиновники испугались, так как свободная продажа акций могла привести к неконтролируемой смене собственников на ряде предприятий. Во избежание этого 14 марта 2011 года президент подписал указ N107, который задним числом вновь ограничил свободное движение акций. Новые ограничения касались, в первую очередь, предприятий сельхозпереработки (они были отнесены в разряд стратегически значимых, обеспечивающих продовольственную безопасность страны). При этом местные органы власти получили преимущественное право на покупку этих акций (а если местный орган власти в течение 90 календарных дней не выкупал «стратегические» акции, их мог купить сторонний инвестор).
Указ № 107 ускорил возврат в госсобственность многих ОАО, в том числе ведущих предприятий кондитерской отрасли – «Коммунарки» и «Спартака». В частности, до появления этого указа «Коммунарка» выкупила на свой баланс у физлиц часть акций с целью их дальнейшей перепродажи компании Марата Новикова, которая уже являлась акционером предприятия. Но по решению суда, который нашел нарушения в процессе приватизации предприятия, эти акции были списаны с баланса «Коммунарки» и переданы государству. По аналогичной схеме прошла реприватизация и на «Спартаке». Причем, никого не смутил тот факт, что в отношении этих приватизационных сделок истек срок исковой давности, составляющий 10 лет. Главная задача была выполнена: американский бизнесмен белорусского происхождения Марат Новиков, получивший контроль над «Спартаком» и претендовавший на контрольный пакет в «Коммунарке», был лишен возможности участвовать в дальнейшей приватизации белорусских кондитерских активов.
На заре белорусской приватизации многие отечественные предприятия рассчитывали, что акционирование позволит им привлечь инвестиции в развитие. Но мало кому удалось реализовать эту возможность.
Несколько лет назад завершилась также кампания по возврату госконтроля над минским холдингом «Обувь-Луч» и ОАО «Красный пищевик». В 2012 году акционеры этих предприятий отчаянно сопротивлялись возврату в госсобственность, однако противостоять административному ресурсу не смогли.
Парадоксальная ситуация сложилась вокруг покупки акций «Красного пищевика». В то время компания «Белтяжмаш» и ряд аффилированных с ней структур приобрели пакет акций «Красного пищевика» и не один раз выходили в концерн «Белгоспищепром» с предложением вложить инвестиции в развитие предприятия, однако государство эту инициативу не поддержало. Воспользовавшись отменой моратория, компания «Белтяжмаш» в начале 2011 года через БВФБ приобрела у физических лиц пакет акций предприятия, увеличив свою долю в обществе до контрольной. Но указ № 107, который задним числом предоставил облисполкомам приоритетное право на покупку акций у физических лиц, повернул процесс вспять: Хозяйственный суд Могилевской области отменил сделки по приобретению частными инвесторами акций «Красного пищевика», а Могилевский облисполком тут же воспользовался преимущественным правом на покупку акций этого предприятия.
Стоит также напомнить, что не так давно в Беларуси планировали принять изменения в Закон «О приватизации», чтобы принципиально систему владельческого надзора в ОАО (опять же, — под предлогом защиты интересов миноритарных акционеров, хотя на самом деле государство пыталось таким образом не допустить аккумулирования крупных пакетов в руках «частников»). Предлагалось в ОАО с долей государства свыше 50% наблюдательные советы вообще не создавать, а все управленческие вопросы здесь должны были решать представители государства. А в ОАО с долей государства менее 50% наблюдательные советы планировали сохранить, но назначать представителей государства в эти советы должны были главы областных и минской городской администраций. Причем, госпредставителей должны были назначать даже в те ОАО, где нет доли государства – чтобы те голосовали акциями тех акционеров, которые не приходят на собрания. Вот каким уникальным образом государство планировало «защищать» миноритариев!
Остановить принятие этого одиозного документа удалось лишь благодаря серьезному сопротивлению бизнес-союзов, международных финансовых институтов, работающих в Беларуси, а также чиновникам-профессионалам, заявившим о пагубности подобного решения.
ВСЕМИРНЫЙ БАНК ВЕРИТ В БЕЛАРУСЬ
Глава представительства Всемирного банка Ян Чул Ким на пресс-конференции 26 октября выразил уверенность, что хорошая позиция в рейтинге «Ведение бизнеса» положительно влияет на интерес инвесторов. Напомнив о том, что в 2007 году Беларусь занимала в этом рейтинге 129 место из 175 стран, а в этом году она вышла на 37 позицию среди 190 государств, он сказал, что «это само по себе уже является достижением».
«Мы видим, что за последние 20 месяцев макроэкономические показатели в стране стабилизировались благодаря последовательной работе правительства и Национального банка. И Беларусь начинает вызывать любопытство среди инвесторов: если посмотреть на количество иностранных инвесторов, которые просят нас о встрече, можно констатировать положительную динамику», — отметил Ян Чул Ким.
Он рассказал, что неделю назад встречался с членом королевской семьи Великобритании принцем Кентским, с которым приехали в Минск и потенциальные инвесторы. «Представители бизнеса проявили интерес к проектам в транспортной, нефтехимической отрасли. Несколько недель назад с нами встречались французы и австрийцы, которые интересовались белорусской фармацевтикой, производством пластмассовых изделий, ИТ-проектами», — сообщил глава представительства ВБ.
Он отчасти пояснил причину всплеска интереса инвесторов к Беларуси. «На развитых рынках маржа инвестора невелика. Только развивающиеся рынки вызывают интерес. Сегодня мы говорим о пяти странах со средним уровнем дохода, которые могли бы привлечь инвестиции, Беларусь — одна из таких стран», — отметил глава представительства ВБ.
Поэтому, подчеркнул он, сегодня у белорусских предприятий много возможностей для привлечения инвестиций. «Я посетил лично 27 промышленных предприятий и вижу возможности для развития каждого из них. Создание предприятий с иностранным капиталом — один из возможных вариантов их развития», — сказал Ян Чул Ким.
Беларусь, по его словам, входит в число тех стран, которые показывают очень хорошие результаты в том, что касается создания условий для роста бизнеса. «Но государство должно извлечь какие-то выгоды из того, что были приложены эти усилия. И истинным испытанием будет то, какое количество новых инвестиций будет сделано частным сектором и иностранными инвесторами в страну», — отметил Ян Чул Ким.
Кстати, в ходе первого Белорусского форума «Расширяя горизонты: инвестиции, финансы, развитие», который прошел в Минске в этом году 29-30 сентября, участники прямо говорили, почему инвесторы не идут в Беларусь. Пожалуй, основной лейтмотив всех замечаний, следующий: в стране недоразвит частный сектор («инвестиции не придут в страну, где доля госсектора составляет 60-70%,», — сказал представитель иностранной компании», а также отсутствуют гарантии частной собственности). И более высокая позиция Беларуси в рейтинге «Ведение бизнеса 2017» вряд ли переубедит потенциальных инвесторов.
ДЛЯ СПРАВКИ: Беларусь признана одним из ведущих в мире реформаторов
В рейтинге «Ведение бизнеса 2017» среди стран постсоветского пространства самое высокое, 12 место занимает Эстония (11 место в отчете «Ведение бизнеса 2016»), у Латвии – 14 место (было 17 место ), у Грузии – 16 место (было 23 место), у Литвы – 21место (та же позиция и была), у Польши – 24 место (было 25 место). Среди партнеров Беларуси по ЕАЭС у Казахстана 35 место (было 51место), у Армении — 38 место (было 43 место), у России – 40 место (было 36 место), у Кыргызстана — 75место (было 73 место).
В рейтинге «Ведение бизнеса 2017» совокупный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса оценивается на основании данных показателя удаленности от передового рубежа, который позволяет оценить в абсолютном выражении показатели, характеризующие правовой режим страны, и то, насколько они изменились с течением времени.
Он показывает, насколько та или иная страна удалена от передового рубежа, принимает значения, равные значениям, характерным для передовой практики для того или иного показателя, выявленной среди всех стран за период с 2005 года. Показатель удаленности от передового рубежа для страны принимает значения от 0 до 100 баллов, где 0 баллов присваивается наихудшим показателям, а передовой рубеж получает 100 баллов. Чем выше балл, полученный по показателю удаленности от передового рубежа, тем благоприятнее предпринимательская среда и прочнее правовые институты в стране.
Беларусь за 8 лет приблизилась к передовому рубежу на 22,25 пункта, и в исследовании «Ведение бизнеса 2017» получила по данному показателю 74,13 балла из 100 возможных. Полученный результат позволяет говорить о том, что разрыв между достижениями страны и передовым рубежом, рассчитанным на основе наилучших показателей по всем странам и за все годы, составляет 25,87 балла.
В целом начиная с 2005 года (отчет «Ведение бизнеса 2006»), согласно опубликованным на официальном сайте Всемирного банка данным, в Беларуси проведено 37 реформ. Беларусь признана одним из ведущих в мире реформаторов и занимает пятое место среди 190 стран мира по количеству проведенных реформ во всех сферах предпринимательской деятельности.
По данным сайта Минэкономики Беларуси.
валюта | сдать | купить |
НБ РБ 01.11.2024 |
|
---|---|---|---|---|
USD | 3.302 | 3.305 | 3.3162 | |
EUR | 3.593 | 3.593 | 3.604 | |
RUB100 | 3.41 | 3.418 | 3.4252 |
Кредиты | Ставка годовых |
---|
Потребительский | 9,9 % |
Автокредит | 16,1 % |
Недвижимость | 12,5 % |
Депозиты | Ставка годовых |
---|
BYN | 16,06 % |
USD | 0,4 % |
RUB | 14,55 % |