За победу демократических идеалов в Иране заплатят европейские автолюбители. Решение властей ЕС о введении эмбарго на поставки нефти из этой страны приведет к стремительному росту цен на топливо.
Нынешняя динамика цен на бензин в Европе объясняется несколькими факторами. Важную роль играет государственная налоговая политика, поскольку неотъемлемой составной частью розничной цены топлива на автозаправках стран Евросоюза является акцизный налог.
Отметим, что в государствах-членах ЕС доля акциза в розничной цене довольно существенно различается, несмотря на стремление европейских властей проводить единую налоговую политику в этом вопросе. Например, в Нидерландах акцизный налог составляет 60% от розничной цены – именно поэтому в стране тюльпанов самые высокие цены на бензин – 1,22 лата за литр. В число «лидеров» по акцизу входят также Великобритания, Греция и Швеция. Средняя цена по Европе составляет примерно 1,05 лата за литр (1,48 евро).
В Латвии, например, на акцизный налог приходится 50% от розничной цены на бензин и 43% от цены на дизельное топливо. В соседних балтийских странах этот показатель находится на схожих уровнях, что объясняет и крайне незначительное различие цен между ними. Но, если оглянуться на Европу, становится ясно, что прибалтийским налоговикам еще есть куда стремиться.
Однако главным фактором роста цен на бензин в ближайшем будущем станет ситуация с вводом эмбарго со стороны ЕС на иранскую нефть. К примеру, продающееся в Латвии топливо изготовлено в Норвегии и Финляндии, российского бензина на рынке практически нет. В страны ЕС ежедневно импортируется до 700 000 баррелей нефти, в том числе из опального ныне Ирана.
На решение европейских властей о введении эмбарго власти Ирана ответили угрозой прекратить поставки – даже не дожидаясь, пока истекут действующие контракты. Такое развитие событий приведет к взлету цен на нефть, что негативно скажется на переработчиках нефти в Европе. Очевидно, что если сырье подорожает, то и конечный продукт, в данном случае бензин и другие нефтепродукты, станут существенно дороже.
Некоторые эксперты считают, что до вступления в силу эмбарго на иранскую нефть могут быть налажены поставки сырья в ЕС из таких стран как Ливия, Ирак и Саудовская Аравия. Однако этот переход, даже если он произойдет, не будет быстрым – на него потребуется несколько месяцев. И до тех пор, пока не начнут действовать новые каналы поставки нефти в Европу, ее экономика в целом, а в частности и все автомобилисты, будут страдать от высоких цен на бензин, дизельное топливо и моторные масла.
Игорь Зуев, эксперт банка Rietumu (Латвия)