Экономический рынок – это совокупность деловых отношений, основывающихся на регулярном обмене товара между продавцом и покупателем. Для обмена подходит абсолютно любая вещь или услуга. Будете ли вы брать авто в кредит без взноса или покупать ценные бумаги – не важно. Сегодня же мы рассмотрим основные модели рынка и определим их положительные и отрицательные стороны. 1. И начнем мы с полиполии (совершенной конкуренции). При такой системе все продавцы предлагают на сбыт одинаковый товар. Чем кардинально полиполия отличается от других видов рыночных отношений? Ну, во-первых, рынок открыт для всех и каждого – реклама не важна, так как продается один и тот же товар (предположим, что все банки в Республики вдруг взялись раздавать кредит на покупку дома без поручителей). Для полиполии характерны несколько моделей поведения участников рынка: • Акцентат цены – отдельно взятый продавец никак не может повлиять на стоимость товара потому как это прямым образом отразится на его же благосостоянии: высокий ценник - клиенты уйдут к конкурентам, у которых есть точно такой же продукт, но дешевле, низкий ценник - нет возможности удовлетворить спрос, который автоматически будет ориентирован на него. Если уж и происходит изменение цены, то только в силу совместных трудов продавцов и покупателей. • Регулятор количества – если продающую организацию вынуждают согласиться с рыночными ценами, она может приспособиться к рынку с помощью регулирования объема предлагаемого товара. Например, банк, предоставляющий лизинговые услуги, определяет количество товара, продаваемого по заданной цене. Отсутствие возможности влияния на цену и в то же время активное изменение количества продаваемого по данной цене товара ярко характеризует полиполию как рыночные отношения с наименьшей степенью проявления конкуренции. 2. Монополия – единственный производитель продукта является же и единственным продавцом. Основные черты модели: • Реализуемый товар уникален и у него нет заменителей. • Монополист держит в кулаке весь рынок и может регулировать цены так, как ему захочется. • Вход на рынок надежно заблокирован для других конкурентов. Взять хотя бы такое учреждение, как государственный банк - кредит наличными, к примеру, имеет право выдавать не каждый делец, ведь для выполнения этой операции требуется куча бумаг и разрешений – это искусственный барьер.
Кто-то из мудрых учителей сказал, что обучение нужно дозировать и выдавать порциями, как пирог. Только в том случае будет толк от представленного материала. Мы внемлем совету мудрых и продолжим описание экономических моделей рынка в следующей статье. А вы пока обдумайте предоставленный материал. To be continued…
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.