Гость наших первых кухонных посиделок в кулинарной школе Oede в рамках спецпроекта «Персона» – Председатель правления МТБанка Андрей Жишкевич. Мы поговорим с ним о бизнесе, роли личности в управлении большой компанией, да и просто поболтаем «за жизнь» – ведь мы же на кухне. А какая кухня без повара? Без шеф-повара. Поэтому наша беседа начинается под звуки затачивающегося ножа в руках кубинца Хулио Риверо. Сам он себя называет шеф-поваром средиземноморской и латиноамериканкой кухонь, а минчанам успел запомниться по ресторану Casa Agustin Lopez и другим заведениям. Как выяснилось в ходе разговора, даже в таких разных профессиях много общего.
– Андрей, – начинаю я наш разговор, – это интересует и лично меня, и, уверен, наших читателей тоже. Расскажите, какими опытом и знаниями надо обладать, чтобы управлять банком? Таких, как вы, – единицы на всю страну.
– Ну, не единицы, улыбается Андрей. В стране три десятка банков. В моем понимании управляющий банком мало чем отличается от руководителя любого бизнеса. Качества, наверное, стандартны. Надо быть способным умело направлять персонал в нужное русло и чувствовать тот рынок, на котором работаешь. Я верю в то, что руководитель должен быть маркетологом, для него важно понимать ситуацию на рынке и правильно ее использовать во благо своего бизнеса.
Так мы нащупали общую тему для обсуждения. Оказалось, что у банкира и повара очень много общего в методах управления их коллективами.
– Хулио, а чего больше в шеф-поваре? «Повара» или «шефа»? – интересуется Андрей Жишкевич.
– Естественно «шефа» – отвечает Хулио Риверо, параллельно шинкуя перец для морского салата с авокадо. Также в моем случае у шеф-повара должна быть сила воли, требуется недюжинная выносливость, чтобы целый день проводить в жаре у плиты. Именно по этой причине повара чаще мужчины, чем женщины. Хотя я считаю неверным утверждение о том, что лучшие повара мужчины. Неважно, какого ты пола, главное – желание творить.
– Да, для руководителя всегда важно участвовать в бизнес-процессах, – развивает свою идею Андрей. – Я не могу представить себе, что шеф-повар просто делегирует свои полномочия подчиненным и со стороны наблюдает, как они рубят салат. Так он быстро бы потерял профессиональное «чутье», да и авторитет среди своих сотрудников. Я сейчас прекрасно понимаю, что уже давно условно не лучший кредитник в банке, однако я четко понимаю суть бизнес-процессов, применяющихся у нас.
– Андрей, – спрашиваю я, – считается, что банковская деятельность занудна и скучна. Однако на вашем примере я вижу активные кампании, нацеленные на разную целевую аудиторию, интересные акции. Мне не так давно звонили из вашего банка и в связи с наступающим днем рождения сделали три акционных предложения, хотя я был клиентом МТБанка лет пять назад. Кто инициировал такую стратегию развития?
– Естественно, это заслуга всей нашей команды. У нас есть целый штат креативных сотрудников, специально «заточенных» для таких целей. Но с оговоркой. Банковский бизнес как таковой – он не меняется. Как только появились деньги, возникли инструменты по их сбережению и заимствованию. Ничего радикально нового придумать невозможно – на протяжении веков это все те же депозиты и кредиты. А новизна дополняется «фишечками»: набором условий, которые мы предлагаем нашим клиентам. Мысль о том, что МТБанк должен стать инновационным, рождалась в течение долгого времени. Сейчас это стержень нашей стратегии развития: мы хотим, чтобы самые свежие идеи и решения на банковском рынке Беларуси были первыми опробованы клиентами нашего банка. И мы искренне верим в то, что клиентам это необходимо и будет ими востребовано. Делать то, что нравится нам, но не клиентам – это глупо.
– Конечно. Хулио, а как с инновациями в кулинарии?
– Есть всего 7 нот, а песен миллионы. Так и приготовление пищи. Это искусство. Я иногда встаю утром и что-то начинаю придумывать.
– Это действительно похоже на нас, – улыбается Андрей. – На какой-то стадии человеку хочется попробовать чего-то нового. И это даем ему и мы в нашем банке, и шеф-повар ресторана, в который пришел посетитель.
– Андрей, интересно, а если бы МТБанк был не коммерческим, а государственным – все шло бы по такому же сценарию? Или же бюрократия задавила бы? Смогли бы вы вообще работать в госсекторе?
– По большому счету, я в госбанках никогда толком не работал, хотя моя карьера и начиналась в Белвнешэкономбанке. Однако он в то время был самым бизнес-ориентированным из государственных банков, так как в нем обслуживались внешнеторговые операции, было много международных партнеров, а чиновничий антураж практически отсутствовал. А так, я рад тому, что могу избегать излишней бюрократии, которая естественная для государственных учреждений. Может быть, я и смог бы там работать. Однако достичь того, что есть сейчас - работать и чувствовать себя свободным в принимаемых решениях и получать от этого удовольствие – однозначно нет. Я ценю на нынешнем месте работы именно это.
– Каким коллективом вообще приходится вам управлять? Сколько человек в общей сложности у вас работает?
– Сейчас уже перевалило за 1250, стремимся к полутора тысячам, хотя еще недавно было человек 700. Такой активный рост начался после появления розничного блока.
– Вот вы говорили про кредиты-депозиты. А все-таки, появляются ли новые технологии в банковской сфере, которые вы бы хотели и могли применить здесь у нас?
– По большому счету нет. Как я говорил, все вертится вокруг этой связки. Облегчается лишь путь клиента к этим ресурсам. Скоро не надо будет выходить из дома, чтобы получить кредит, все можно будет сделать удаленно. Появятся бесконтактные технологии по работе с карточками. Затем функциями карточек будут наделены другие устройства, например смартфоны или другая небанковская техника, обладающая функцией идентификатора. В ближайшее время всего этого можно ожидать. Технологии упрощают способ контакта человека с банком, вот и все. Все, что я перечислил, можно ожидать уже в ближайшие годы.
– Хулио, – интересуюсь я, – а часто ли появляются новые технологии в вашей сфере деятельности? Это могут быть новые технологии обработки пищи, посуда, приспособления разные, даже продукты питания?
– Вот, например, сковорода, – также спрашивает нашего «шефа» Андрей Жишкевич, – 15 лет назад и сейчас – это одно и то же?
– Для меня лучшая сковорода – обыкновенная черная чугунная. Именно на ней получаются самые вкусные блюда. Я не сторонник чего-либо инновационного, и все, что я делаю, – очень простое в приготовлении. А так как я работаю в Беларуси, мне приходится подстраиваться под менталитет моих посетителей.
Ментальность белорусов также оказалась темой, которая близка как шеф-повару, так и банкиру.
– Кстати, – замечает Андрей Жишкевич. – По моим наблюдениям, белорусы, в отличие от европейцев, менее склонны к общественному питанию и предпочитают готовить дома, а походы в кафе и рестораны – как говорится, по праздникам.
Хулио Ривера тем временем готовит стейк. Рецепт, как он и говорил, простой. Мясо нарезается толстыми кусками, высотой не менее 5 сантиметров, по паре минут обжаривается на сковороде с двух сторон. И, по словам Хулио, в таком виде – это самая полезная для организма степень прожарки.
Для тех, кто не любит «с кровью», Хулио отправляет стейки на несколько минут в духовку и параллельно пасерует в соевом соусе лук и делает яичницу для гарнира.
Достав мясо, он солит, перчит его, украшает гарниром и подает на стол.
– Андрей, – вклиниваюсь в беседу, – а отличается ли ваш клиент-белорус от жителей других стран? Считается, что наш человек не любит доверять деньги банкам и снимает весь заработок в день получки в ближайшем банкомате.
– Это, к сожалению не стереотип, а рудимент. Но есть обратные положительные характеристики ментальности белорусов. Это их большая законопослушность и меньшая склонность к мошенничеству. В потребительском кредитовании это является важным нюансом. Дефолтность – она неизбежна, особенно когда кредитуешь с минимальным пакетом документов и на долгий срок. Но белорус будет до последнего выплачивать кредит, заставить его пойти наперекор взятым обязательствам может только тяжелая жизненная ситуация. А на рынках наших соседей Украины и России ситуация принципиально иная – там человек может платить, но не хочет. Так что эта особенность белорусов очень хороша, и хочется, чтобы она сохранилась.
– А кто он – клиент банка? Можно как-то разделить его на виды-подвиды?
– По большому счету нет, разве что по возрасту. На этапе взросления и интереса ко всему пользуются спросом кредиты. На технику, модные гаджеты, автомобили. Пенсионеры больше сберегают. А люди среднего возраста, в том числе предприниматели, заставляют деньги работать на них. МТБанк всегда был банком корпоративным. И, несмотря на бурный рост розницы, в нашем портфеле услуг для бизнеса – больше.
– А сложно ли компании поменять один банк на другой?
– Сейчас нет. Это раньше у предприятий был запрет на открытие нескольких счетов. И решив поменять банк, надо было закрывать счет в старом банке. Сейчас политика более либеральная, клиенты могут заводить сколько угодно счетов, пробуя «на вкус» разные банки и выбирая именно тот, с которым работать комфортнее и выгоднее всего.
– Это как рестораны, – говорил Хулио. – Я не могу представить себе человека, который бы изо дня в день посещал одно и то же заведение. Всегда нужно разнообразие.
– Андрей, то есть этот принцип можно интерполировать и на другие сферы жизни?
– Совершенно верно. Например, я имею в наличии некую сумму денег. Вложить ее в одно единственное дело было бы огромной ошибкой. Часть из них можно пустить на открытие или развитие бизнеса, часть положить в банк – риск меньше и проценты накапливаются. Как отец двоих сыновей, часть денег я бы вложил в их образование.
– Вы бы отправили их учиться за границу?
– Школьное образование они получат здесь. И высшее, скорее всего, тоже. Я бы не относился столь скептически к нашей системе образования, так как все зависит от человека. Если он не способен к тому, чтобы впитывать в себя новые знания и получать практический опыт, то нет никакой разницы, где он обучается, в США, Великобритании или здесь. Кроме одной. С высокой долей вероятности подросток, прошедший обучение за границей, там и останется. Я же хочу, чтобы мои дети работали в моей стране.
– А как у нас вообще с кадрами?
– Хороших специалистов всегда хотелось бы больше. Но они есть. Часть из них мы воспитываем самостоятельно – в банке постоянно практикуются студенты белорусских вузов. Перспективным мы предлагаем работу у нас, так как нет никакого смысла в том, чтобы лучшие специалисты покинули страну и зарабатывали деньги не для нас, а для других.
На этом время нашей совместной беседы с Андреем Жишкевичем плавно подошло к концу. Уже прощаясь, Андрей рассказал о том, что принципы его работы действуют и в семье. Он дисциплинированно возвращается с работы не позже 20 часов, так как его обязанность укладывать детей спать. К компьютеру отношение сугубо практичное: только для чтения и развития. На планшете никаких игр. Отдых – а куда ж без него? «Главное – не превратить шезлонг в пляжный офис, – напоследок сказал Андрей. – Надо уметь и работать, и отдыхать. Тогда все получится».
валюта | сдать | купить |
НБ РБ 21.11.2024 |
|
---|---|---|---|---|
USD | 3.406 | 3.41 | 3.4007 | |
EUR | 3.594 | 3.594 | 3.5895 | |
RUB100 | 3.385 | 3.392 | 3.3954 |
Кредиты | Ставка годовых |
---|
Потребительский | 9,9 % |
Автокредит | 16,1 % |
Недвижимость | 12,5 % |
Депозиты | Ставка годовых |
---|
BYN | 16,06 % |
USD | 0,4 % |
RUB | 14,55 % |