Бизнес-план

Под бизнес планом обычно понимают программу реализации бизнес операций, в которой содержится информация о: выпускаемом продукте либо услуге, организации деятельности, финансах и кредитах, маркетинге и рынках сбыта. Информация представлена, как правило, кратко и фактово. Бизнес план является элементом стратегического планирования. Говоря проще, бизнес план это совокупность целей и методов их достижения для конкретной фирмы.

 

Сейчас разработано большое количество методик составления бизнес планов. Среди самых используемых: UNIDO (United Nations Industrial Development Organization), BFM Group (Bureau of Financial Modeling), KPMG. Так или иначе, бизнес план преследует две основные цели. Во-первых, он служит основным источником информации для исполнителей проекта. Во-вторых, даёт инвестору понять насколько перспективен проект и стоит ли в него вкладывать средства.

 

Среди задач выделяют следующие:

 

1.    Сформулировать краткосрочные и долговременные цели фирмы.
2.    Определить персонал, ответственный за реализацию стратегии.
3.    Анализ целевых рынков сбыта продукции и целевой аудитории.
4.    Соотнести производственные мощности и издержки с финансовым планом.
5.    Определить маркетинговую программу, её исполнителей и направление.
6.    Анализ финансового положения компании.

 

Касательно составления бизнес планов существует множество мнений. Некоторые (например, Ингвар Кампрад –основатель Ikea) считают, что план должен отражать мельчайшие детали проекта. Он должен быть подробным и объёмным. Ведь нужно рассчитать вклад самых различных факторов в общее дело.  Другие же (как Олег Тиньков), считают, что если бизнес план не умещается на салфетке из ресторана, то грош цена такому плану.

 

Как бы то ни было, некоторые авторитетные финансовые издания описывают ряд ошибок, которых очень важно избежать при составлении бизнес-плана:

 

1.    Маркетинговая программа, предполагающая, что вашу идею готовы купить по любой цене и кто угодно. Продукты и услуги всегда создаются под конкретный рынок. А порой и под конкретный сезонный спрос. Если ваш бизнес пытается быть универсальным и конкурировать со всеми на всех фронтах, скорее всего этот бизнес скоро будет мёртвым.

 

2.    Фразы типа: “продукт, не имеющий аналогов”, “отсутствие конкуренции”, “простота реализации”. Такими фразами можно убедить домохозяйку, но никак не матёрого инвестора.  Всегда существует конкуренция, всегда существуют аналоги, а производство всегда связано с теми или иными издержками.

 

3.    Финансы. В этом пункте обычно много ошибок. Например, финансовый прогноз по годам. На практике для первого года работы, прогноз должен быть составлен помесячно. А для последующих лет поквартально. Также следует чётко обрисовать модель возврата средств, услуги банков и стратегию работы с ними. Все договоры о финансировании либо подписаны, либо нет. Фразы вроде “финансирование обещано\обсуждается” вводят инвестора в заблуждение.

 

4.    Анализ рынка сбыта – ещё одна ахиллесова пята бизнес планирования.  Во-первых, важно количественно оценить данную среду. Охват целевой аудитории, ценовую конкуренцию и т.д. Во-вторых, если ваши финансовые показатели на графике растут J-образно (в форме хоккейной клюшки), то вы недостаточно хорошо понимаете рынок сбыта. Если идея настолько хороша и гениальна (что вряд ли), значит, её в скором времени скопируют конкуренты.

benefit.by


валюта сдать купить НБ РБ
21.11.2024
USD 3.407 3.41 3.4007
EUR 3.594 3.594 3.5895
RUB100 3.385 3.392 3.3954
ВТБ (Беларусь) повышает ставки по вкладам в белорусских рублях
Всемирный день ребенка: МТС принял участие в открытой консультации подростков и бизнеса
Топ-10 банков Беларуси в октябре по видимости сайтов
Выгодные вклады в белорусских рублях для физических лиц на сегодня, 21.11.2024 года
Лучшие кредиты на сегодня, 21.11.2024 года
Лучшие предложения
Кредиты Ставка годовых
Потребительский 9,9 %
Автокредит 16,1 %
Недвижимость 12,5 %
Депозиты Ставка годовых
BYN 16,06 %
USD 0,4 %
RUB 14,55 %