Эволюция рекламы

Вы наверняка не раз слышали выражение: “реклама – двигатель прогресса”. Как не раз смотрели на многочисленные городские билборды, рекламирующие очередной товар. Вам никогда не хотелось узнать, как выглядела реклама 100, 1000 или 2000 лет назад? Надеюсь, что хотелось, потому что именно этим мы сейчас и займёмся.

 

Реклама в Древнем Мире.

 


Первым письменным источником, сообщающим о рекламном объявлении, был папирус из города Мемфис. Неизвестный древнеегипетский рекламодатель сообщал о продаже раба. Датируется примерно 2000 г. до н.э. Примерно в это же время некто установил камень с гравировкой сообщающей следующее: “Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения”.

 

Впечатляющее начало рекламной индустрии, не правда ли? Однако реклама существовала задолго до изобретения письменности.  Было бы правильно сказать, что она возникла в тот же день, когда возникли рыночные отношения. То есть первичный натуральный обмен. Выглядело это пёстро и шумно. Кто-то кричал и брал всех  богов в свидетели, что именно у него самый качественный товар. Кто-то пытался нарисовать на двери своего заведения  виноградную лозу, что могло означать “бар”. А пресловутый бизон на стене здания говорил о том, что здесь охотники продают мясо и шкуры. Может даже в кредит.  И так далее.

 

На данный момент считается, что начало устной рекламной традиции было положено где-то в период 6-8 тысяч лет до н.э. В это же время появились первые глашатаи. Девиз рекламы во все времена можно описать как: “информировать и склонять на свою сторону”. Именно поэтому развитие рекламы шло бок о бок с развитием новостных технологий.

 

Реклама в Средние Века и Новое Время.

 


Принципиально новой вехой в развитии рекламы стало изобретение Йоханнесом Гуттенбергом в середине XV века печатного станка. Теперь рекламные объявления, тщательно создаваемые от руки, были заменены машинным трудом. Скорость их производства так же увеличилась. За следующие 30 лет были построены типографии, практически во всех крупных европейских городах. 1465г. – первая типография в Италии, 1468г. – в Швейцарии, в 1470г. – во Франции, в 1473г. – в Бельгии и Венгрии, в 1476г. – в Чехии и Англии.

 

Первым печатным рекламным объявлением считается изданное в 1472 году сообщение о продаже молитвенника. Оно было вывешено на дверях одной из церквей в Англии.  А вот основателем рекламы в Европе считают врача Теофраста Ревностно. Который в 1630 году открыл контору для печатания рекламных объявлений во “Французской газете”. И первым его трудом стало объявление о том, что были украдены 12 лошадей. Тому, кто сообщит их местонахождение, полагается награда. Валютный вклад не иначе. Несколько позднее  массовые  печатные листовки стали использовать для привлечения посетителей в рестораны, бары и харчевни. Для оптовой продажи чая, кофе и других продуктов питания.

 

В это же время реклама начинает работать по трём мощным направлением. Первое – это частное завлечение клиентов и потребителей в городские магазины и заведения. Второе – религиозная война с представителями просвещения. То есть печатные листовки и газеты с сообщениями о научных открытиях и цитатами библии. Третье – это покорение Нового Света и оптовый импорт\экспорт товаров.

 

В американских колониях одной из самых успешных газет была “Бостон Ньюслеттер”, основанная в 1704 году.  Объём выпускаемой ею рекламной продукции могла переплюнуть разве что “Газетт”. Последнюю создал Бенджамин Франклин. К слову именно он считается в Америке “отцом рекламы”. Поскольку с его лёгкой руки текстовая реклама обзавелась графическим дополнением в виде рисунков. Теперь жители колониальной Америки знали кто, например, продаёт оптом кофе, а кто занимается профессиональным страхованием.

 

Реклама XIX-XX веков.

 


В начале XIX века началась промышленная революция. Качество товаров стало стабильным, а производители могли рассчитывать на массовый сбыт продукции. Локальные рынки оказались переполненными, и возникла необходимость в “трансконтинентальной рекламе”. То есть надо было убедить покупателей, абсолютно незнакомых с вашими товарами, в том, что последние заслуживают внимания. С этим как нельзя лучше справилась фотография.

 

Изобретение фотографии в 1839 году стало ещё одной вехой в развитии рекламы. Теперь покупатели могли непосредственно видеть товар. А не работать  с тем, как его видит художник. Примерно же в это время начала создаваться “стилистическая наружная реклама”. К концу XIX века вывески многих заведение были освещены рядами электрических лампочек, а само изображение недвусмысленно намекало на рекламируемый товар. В  1890 году возникло первое рекламное агентство, в том понимании как мы его видим сейчас. Со стратегией сбыта, анализом средств, характерными методами рекламы. Оно называлось “Айер и сын” и было расположено в Филадельфии. Одними из первых клиентов этой фирмы стали финансисты. Банки сегодня так же как и в те далёкие времена успешно сотрудничают со специалистами рекламной отрасли.

 

В это время реклама перестаёт быть только одним из способов привлечения потенциальных клиентов к вашему товару. Она также становится полноценным искусством, со своими психологическими тонкостями и нюансами. Вводится понятие “бренд”, как комплекс специфических узнаваемых черт компании  и производимой ею продукции. Этим воспользовались, например Coca-Cola (1886) и Ford (1903).

 

С изобретением кинематографа братьями Люмьер в 1895 реклама стала динамичной. Конечно, как полноценный вид кинореклама развилась не ранее, чем в 30-40е годы XX столетия. На эти два десятилетия приходится ещё одно важное “изобретение”, на долгие годы ставшее основным “орудием” рекламы – глянцевые журналы. Не еженедельные новостные газеты со скромными рекламными колонками, а полноценные стилистически выверенные “рекламные журналы”. Традиционно о красивой жизни. А в 20-30е жить красиво хотели все. Время арт-деко, время надежд и безудержного веселья.  Пожалуй, самой красочной зарисовкой о том времени является роман Френсиса Фицжеральда “Великий Гэтсби”.

 

В годы второй мировой войны реклама любых видов имела преимущественно патриотический характер. Но это не была стандартизация без права выбора. Скорее каждый из производителей пытался доказать свою нужность как в военное, так и в мирное время. В этом смысле хорошо себя проявила компания “Harley-Davidson”. Кроме того получивший широкое распространение лизинг, как вид помощи между странами, также нашёл отражение в рекламных объявлениях.

 

Реклама в наше время.

 


Очередным важным витком в эволюции рекламы явилось изобретение в 80-х годах XX века сети интернет. Изначально используемая для обмена научной информацией среди работников ЦЕРН и чуть позже – между военными структурами в США, интернет отлично зарекомендовал себя как рекламное средство. Думаю, все мы помним славные 90е с тоннами спаммерских писем. Сейчас интернет-реклама прочно завязана на поисковые системы и старается подстраиваться под их требования. Главным трендом здесь является “социально ориентированная реклама”. То есть сбор статистической информации о  предпочтениях пользователя. И показ ему рекламы, соответствующей его интересам.

 

Вторым важным трендом на современном этапе является интерактивность рекламы. В любом случае теперь реклама старается отвечать на вкусы конкретного потребителя.  А производители теперь точно знают, чего вы хотите. А значит, скоро реклама будет буквально по щелчку пальцев открывать вам новости банков или рецепт вашего любимого блюда.

benefit.by


валюта сдать купить НБ РБ
21.11.2024
USD 3.408 3.41 3.4007
EUR 3.595 3.594 3.5895
RUB100 3.385 3.39 3.3954
ВТБ (Беларусь) повышает ставки по вкладам в белорусских рублях
Всемирный день ребенка: МТС принял участие в открытой консультации подростков и бизнеса
Топ-10 банков Беларуси в октябре по видимости сайтов
Выгодные вклады в белорусских рублях для физических лиц на сегодня, 21.11.2024 года
Лучшие кредиты на сегодня, 21.11.2024 года
Лучшие предложения
Кредиты Ставка годовых
Потребительский 9,9 %
Автокредит 16,1 %
Недвижимость 12,5 %
Депозиты Ставка годовых
BYN 16,06 %
USD 0,4 %
RUB 14,55 %