30.09.2015
Ввероятно, в 2016 году , республике Беларусь все же придется поторговаться за экспортные пошлины на нефтепродукты. В Беларуси считают, что 1,5 млрд. долларов пошлин белорусскому бюджету в будущем году гарантированы с учетом союзнических договоренностей в ЕАЭС. Россия же с помощью нефтяных пошлин попытается закрыть дыры в своем дефицитном бюджете-2016.
Новый маневр
С трудом верилось, что Россия так скоро станет менять подходы к налоговому маневру в нефтяной отрасли, который из-за противоборства нефтяников и госструктур принимался так долго и тяжело.
Напомним, маневр, рассчитанный на 2015-2017 годы, означает повышение в России НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и постепенное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Для Беларуси российская реформа аукнулась повышением цен на импортируемую нефть и снижением маржи нефтепереработчиков. Зато в оплату за налоговый маневр (и, конечно же, за подписание договора о ЕАЭС) белорусскому президенту удалось выторговать у Москвы весь объем экспортных пошлин на нефтепродукты, по крайней мере на этот год – точно.
Еще пару месяцев назад российское правительство было твердо настроено на продолжение налогового маневра, а значит, и на дальнейшее снижение пошлин на нефть и нефтепродукты. Минфин РФ заявлял, что реформа в нефтяной отрасли продолжится и после 2018 года, а к 2025 году пошлины могут быть вообще обнулены. Было сказано, что экспортные пошлины не должны оставаться частью налоговой системы, поскольку это, по сути, форма субсидирования нефтепереработки. Причем не только российской. Ведь пока Россия не обнулила экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, российский бюджет вынужденно несет бремя субсидирования и белорусской нефтепереработки.
Когда принимался большой налоговый маневр, нефтяники и правительство договаривались, что действующее налоговое законодательство в РФ не будет меняться в течение как минимум 5 лет. Это базовое правило предполагалось заложить в целях развития энергетического комплекса и таких ключевых отраслей, как нефтяная и газовая.
Однако уверенность российских чиновников в незыблемости налоговой реформы в «нефтянке» поколебала плачевная ситуация с финансами. И хотя президент РФ Владимир Путин обещал до 2018 года не ухудшать налоговых условий, наполнение российского бюджета потребует жертв и, похоже, в жертву будет принесена «нефтянка». Ситуация с бюджетом настолько плоха, что фискальное ведомство готово принципиально поменять правила игры на нефтяном рынке.
Тем более что нефтяная отрасль в условиях налогового маневра и девальвации работает с плюсом. По оценкам Минфина, девальвация российского рубля в конце 2014 года создала весьма комфортные условия для нефтекомпаний: их налоги заметно снизились, в то время как рублевые расходы на поддержание добычи мало изменились.
Российскую «нефтянку» призовут на помощь бюджету
Российский Минфин уже предложил внести изменения в расчет ставки НДПИ на нефть, которые позволят в 2016 году увеличить сборы на 609 млрд. рублей и еще на 1 трлн. рублей – в 2017-2018 годах.
Суть идеи Минфина – прописать в формуле расчета НДПИ на нефть не актуальный курс доллара, а среднее значение этого показателя по итогам 2014 года (38 рублей), скорректированное на инфляцию 2015 года.
Если при действующей схеме вычет из налогооблагаемой базы рассчитывался бы исходя из среднегодового курса за 2016 год (в официальном макропрогнозе заложено 56,8 RUB/USD), то в новой схеме на 2016 год будет заложен условный курс порядка 43,8 RUB/USD. Прирост НДПИ может в этом случае составить 645 рублей на тонну (при средней цене 60 долларов за баррель, заложенной в действующей версии макропрогноза). Кроме того, Министерство финансов предложило использовать условный курс рубля к доллару для расчета не только НДПИ, но и экспортной пошлины на нефть.
По оценкам, суммарно изъятия из нефтяной отрасли от изменений НДПИ и пошлины составят 1,6 тыс. рублей с тонны. В сумме это может увеличить нагрузку на нефтяную отрасль примерно на 600 млрд. рублей в год.
Российские нефтяники уже подсчитали, что изменение формулы НДПИ может снизить добычу нефти в течение 2016-2018 годов на 100 млн. тонн, а инвестиции – на 2 трлн. рублей. Они направили письмо на имя президента Владимира Путина, в котором пожаловались, что у всех компаний без исключения произойдет рост долговой нагрузки, а это чревато нарушением ковенантов по займам и возможными кросс-дефолтами для ряда компаний. В свою очередь, рост стоимости сырья для переработки на внутреннем рынке приведет к убыточности ряда НПЗ, выводу из эксплуатации части установок, что может привести к дефициту нефтепродуктов и росту цен на нефтепродукты в ряде регионов.
И хотя эти предложения Минфина правительством пока не одобрены, сама дискуссия о повышении налогов для нефтяного сектора уже привела к падению капитализации пятерки крупнейших компаний более чем на 7 млрд. долларов.
Между тем российские чиновники обсуждают еще один способ пополнить доходы бюджета: отложить на год снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, что предусмотрено нынешним сценарием налогового маневра. В результате, по оценкам, бюджет дополнительно получит примерно 150 млрд. рублей – около половины дополнительных доходов отрасли.
Российские СМИ пишут, что у этой идеи есть шансы. Ведь повышение пенсионного возраста на полгода с 2016 года позволит бюджету сэкономить лишь 112,7 млрд. рублей, а это почти в 6 раз меньше, чем предлагают «забрать» у нефтяников.
Чем это аукнется для Беларуси
Новые налоговые «маневры» в российской нефтяной отрасли, предпринятые для латания бюджета, напрямую касаются и Беларуси. Белорусская сторона рассчитывает, что до 2025 года она гарантированно может оставлять в своем бюджете 1,5 млрд. долларов экспортных пошлин на нефтепродукты. Но так ли это? По крайней мере, сейчас это совсем неочевидно: просчитывая сценарии поиска дополнительных источников пополнения госказны, российские чиновники все нефтяные экспортные пошлины «считают» в свою пользу. Ни один из них не обмолвился о том, что эти пошлины нужно разделить с «младшим братом».
Правда, посол России в Беларуси Александр Суриков, отвечая 25 сентября на вопросы журналистов относительно распределения экспортных пошлин, предположил, что в 2016 году стороны, скорее всего, сохранят существующий механизм распределения экспортных пошлин. Ведь из-за падения мировых цен на нефть и делить вроде бы особо нечего. Цена вопроса в условиях негативного нефтяного тренда – менее 1 млрд. долларов.
«Считаю, что, скорее всего, в следующем году будет так, как и в 2015 году», – сказал А. Суриков.
Правда, сказал об этом как-то не совсем уверенно. Дипломат тоже понимает, что на фоне кризисной ситуации в экономике России этот вопрос вновь может стать предметом спора союзников. Особенно на фоне недавнего поручения Путина МИДу и Минобороны РФ начать переговоры с Минском о создании российской авиабазы в Беларуси.
Источник:
валюта | сдать | купить |
НБ РБ 02.11.2024 |
|
---|---|---|---|---|
USD | 3.301 | 3.307 | 3.3162 | |
EUR | 3.593 | 3.593 | 3.604 | |
RUB100 | 3.408 | 3.418 | 3.4252 |
Кредиты | Ставка годовых |
---|
Потребительский | 9,9 % |
Автокредит | 16,1 % |
Недвижимость | 12,5 % |
Депозиты | Ставка годовых |
---|
BYN | 16,06 % |
USD | 0,4 % |
RUB | 14,55 % |