21 апреля 2009
Интервью Иванова В.В. в газете "Белорусы и рынок": "Мы не только выстояли, но и движемся вперед"
Банк ВТБ (Беларусь) не прекращал и не собирается прекращать кредитование реального сектора. Сохранять данное конкурентное преимущество в нынешней экономической ситуации банку позволяет как собственная устойчивая работа, так и продержка группы ВТБ.
Недавно ОАО Банк ВТБ (Москва) принял решение о выделении дочернему белорусскому банку кредита stand-by в размере 50 млн. долларов на 2 года, - об этом и в интервью «БР» рассказал Председатель Правления Банка ВТБ (Беларусь) Владимир ИВАНОВ.
- Владимир Владимирович, 2008 год стал первым полным годом для Банка ВТБ (Беларусь), когда банк работал в качестве дочернего банка группы ВТБ и под новым именем. Недавно прошло годовое собрание акционеров Банка ВТБ (Беларусь). Как оценили работу банка акционеры?
- Да, 2008 год для нас стал годом активной интеграции в группу ВТБ. Мы стали работать под новым брендом, перешли к новой организационной структуре. Прошлый год стал для нас базовым, в том плане, что мы заложили фундамент для дальнейшего развития. Надеюсь, этот год будет для нас годом отстройки, налаживания всех процессов, всего механизма работы. И 2010 мы встретим сильным, модернизированным, успешным банком.
Результаты работы за 2008 год акционеры оценили положительно. ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) достойно завершил 2008 год, о чем свидетельствуют ключевые показатели деятельности. Если говорить языком цифр, то к нашим несомненным достижениям относятся увеличение в 1,9 раза объема активов, рост в 1,5 раза объемов привлечения средств корпоративных клиентов, наращивание в 1,9 раза кредитного портфеля корпоративных клиентов, увеличение в 1,8 раза объемов привлечения средств от населения, 4-хкратный рост объема кредитов, выданным физическим лицам.
Одной из ключевых задач, стоявших перед нами в прошлом году, было и развитие филиальной сети. Сегодня мы присутствуем практически во всех областных центрах республики и в наиболее крупных районных. Естественно рост услуг банка потребовал значительного увеличения количества персонала. Так, на сегодня у нас в банке трудится свыше 800 человек.
- Банк ВТБ (Беларусь) не новичок на белорусском рынке. За плечами - более чем 10-летняя история становления и развития «Славнефтебанка». Что дало банку вхождение в группу ВТБ?
- Действительно, в тот момент, когда мы стали подыскивать акционера, все основные показатели деятельности «Славнефтебанка» росли. Его финансовое положение было достаточно стабильным, а деловая репутация – хорошей. Но стабильность в период роста рынка напоминает застой. Представьте, все вокруг движутся вперед, осваивают новые направления, а мы стабильно процветаем. Нужен был толчок в развитии, инвестиции, технологии.
Сегодня мы все прекрасно понимаем, что приход ВТБ в Беларусь - абсолютно рыночное решение. За счет поддержки ВТБ, в том числе и финансовой, наши клиенты могут быть уверены в своем будущем. Так, за счет средств «материнского» банка ВТБ мы существенно увеличили уставный фонд и собственный капитал. Это позволяет нам работать с весьма крупными проектами.
Опять же мы не на полную силу пока используем возможности сети группы ВТБ, хотя активно работаем в этом направлении. Сегодня банки группы ВТБ работают в 18 странах мира. В том числе в СНГ, Европе, Азии, Африке. Только за счет такой «географии присутствия» наши клиенты значительно выигрывают в скорости и эффективности расчетов. Кроме того, авторитет головного ВТБ помогает нам при установлении лимитов в зарубежных банках. Не стоит сбрасывать со счетов и поддержку ВТБ 24 в области разработки и внедрения новых розничных продуктов - ипотеки, автокредитования, линейки вкладов.
- Какое место занимает сегодня Банк ВТБ (Беларусь) в банковской системе страны? Какую долю удалось отвоевать на рынке в прошлом году?
- Банк ВТБ (Беларусь) стабильно входит в десятку крупнейших банков Беларуси. На начало 2009 года активам мы занимали 8 место. Также хочу отметить, что развитие банка сопровождалось ростом его доли на финансовом рынке республики по отдельным показателям (ресурсы, в т.ч. средства клиентов и кредитный портфель). Более существенно мы нарастили долю на розничном рынке, на который вышли практически с нуля. С 12 на 9 место мы переместились по выданным кредитам населению. При этом доля банка на рынке депозитов физических лиц за прошлый год увеличилась более, чем в 1,4 раза.
Также хочу отметить и нашу работу с малым бизнесом. Мы вышли на этот рынок в середине 2008 года. В этом году мы стали лауреатами конкурса «Лучший предприниматель-2008» в номинации «Лучший банк по оказанию услуг предпринимателям» в Минске, Гродненской и Могилевской областях, а в Гомельской – победителями конкурса!
- Насколько выросла клиентская база и за счет каких секторов бизнеса?
- Клиентская база банка постоянно растет. Это не может не радовать нас, так как свидетельствует о сложившейся репутации Банка ВТБ (Беларусь) как надежного партнера. Прирост клиентской базы за прошлый год составил порядка 40%. Сегодня в банке обслуживаются около 4 тысяч клиентов.
- Какие услуги может предложить банк сегодня своим корпоративным клиентам и на каких условиях?
- Мы предоставляем клиентам полный спектр услуг. Прежде всего, это традиционные банковские услуги: расчетно-кассовое обслуживание, кредиты, депозиты, операции с покупкой-продажей валюты и т.д. Очень актуальными сегодня становятся такие формы расчетов, как аккредитивы и гарантии. Все это банк готов предложить своим клиентам.
Отмечу доступность наших тарифов для юридических лиц. Они вполне конкурентоспособны. С приходом нового акционера - Банка ВТБ - мы полностью пересмотрели подход к обслуживанию юридических лиц. Мы не стали вводить тарифные пакеты, как это сделали многие банки. Наши тарифы и так доступны клиентам. На наш взгляд, пакетирование тарифов - это лишь еще один способ продать клиенту услугу, в которой он, возможно, не нуждается. У нас и так достаточно конкурентных преимуществ. И они, прежде всего, - в сфере новых технологий и дополнительных услуг.
Мы считаем, что в ближайшие годы конкуренция за клиента будет вестись именно в сфере обслуживания, поэтому уже в прошлом году значительно перестроили клиентскую политику. Прежде всего, провели сегментацию и создали единую информационную базу корпоративных клиентов банка в разрезе отраслей, регионов, объемов бизнеса.
- Какие клиенты наиболее предпочтительны для банка: крупные или мелкие?
- Мы ценим всех своих клиентов, поэтому говорить о приоритете в обслуживании тех или иных клиентов не корректно.
Однако для банка, как, наверное, и для государства, основой является средний бизнес. От крупных клиентов ты очень сильно зависишь, поэтому мы стараемся сокращать долю крупных клиентов в общем портфеле за счет увеличения среднего и малого бизнеса. К этому стремятся все.
- Но ведь наверняка есть категория vip?
- Однозначно, vip-клиенты есть, их не так уж много и, как правило, это крупные компании, имеющие большие обороты. Это «поле» в нашем банке традиционно занято нефтехимическим бизнесом и в этом смысле, я считаю, нам повезло.
- Будет ли продолжена поддержка этих компаний в текущем году?
- Да, действительно, инвестиции в эту отрасль значительные. Мы направляем средства на кредитование Мозырского НПЗ, ОАО «Полимир», ОАО «ГродноАзот», ОАО «Гомельский химический завод» и других предприятий концерна «Белнефтехим». Работаем также над финансированием белорусских предприятий энергетического комплекса.
В связи со значительными объемами, которые были необходимы для энергетической и нефтехимической отрасли для финансирования их деятельности, весь прошлый год мы активно привлекали иностранные ресурсы (в частности ресурсы ОАО Банк ВТБ (Москва)), оказывали содействие этим предприятием в кредитовании непосредственно через зарубежные банки, входящие в группу ВТБ. Прежде всего, это ВТБ Банк (Австрия) и ВТБ Банк (Франция). Мы не планируем сокращать объем финансирования нефтехимической отрасли в текущем году. Например, в ближайшее время мы собираемся реализовать проект по финансированию ОАО «Светлогорское Химволокно».
- А насколько реально сегодня получить кредит в вашем банке представителю среднего и малого бизнеса?
- Мы не прекращали и не собираемся прекращать кредитование корпоративных клиентов. И в этом наше большое конкурентное преимущество. Многие банки фактически приостановили выдачу кредитов, может быть, об этом не все говорят, но это действительно происходит.
Нашим банком за январь-март 2009 года субъектам хозяйствования было предоставлено кредитов на сумму свыше 400 млрд.руб. (21,2% от объема выдачи за 2008 год). Недавно материнский банк принял решение о выдаче нам кредита на 50 млн. долларов сроком на 2 года, и мы должны использовать эти средства по максимуму.
- Однако положение многих отечественных предприятий сейчас непростое. Изменилась ли политика банка по формированию и управлению кредитным портфелем? Меняется ли поведение самих клиентов?
- Банковская система – это своего рода индикатор деловой активности. Если предприятия развиваются, работают стабильно и прибыльно, то, соответственно, банковская система демонстрирует рост. Сейчас, когда ситуация на рынке нестабильная, банки более взвешенно и осмотрительно стали подходить к рассмотрению кредитных заявок. При этом несколько снизился спрос клиентов на инвестиционное кредитование. Гораздо более востребованным является кредитование на пополнение оборотных средств.
Но если в начале года со стороны клиентов отмечалось некоторое метание, почти 100% пессимистично относились к своему развитию, то сейчас ситуация стабилизировалась. Для кого-то появились новые ниши за счет того, что конкурент свернул свою деятельность, кто-то сумел получить дополнительную прибыль на новых рынках.
Я думаю, кризис отсеет многих, но положительным моментом станет и изменение мировоззрения банкиров. Такой «раздачи» кредитов, как это было раньше, уже не будет.
- А это было?
Было, и это надо признать. Для этого были и объективные причины. Рынок был растущий во всех секторах, поэтому, какой бы анализ заемщика банк не проводил, он видел положительный эффект, а если еще есть залог, и этот залог -- недвижимость, то совсем хорошо. И это оправдывалось, так как цены росли. Сегодня мы начинаем пожинать плоды излишнего оптимизма не только банковских работников, но и самих клиентов. Я думаю, кризис заставит и заемщиков подходить более ответственно к кредитованию.
Уже сегодня мы видим, как меняются взаимоотношения клиентов с банком. Те, клиенты, которые умеют работать и хорошо разбираются в бизнесе, понимают ситуацию, взвешенно подходят к ставкам, прислушиваются к советам по использованию тех или иных инструментов.
- И все же насколько серьезно пришлось скорректировать планы по развитию банка в текущем году с учетом кризиса? Есть ли уже итоги работы банка за первый квартал?
- Мы еще не утвердили бизнес-план на текущий год. Но, хочу сказать, что те показатели, которые в нем заложены, позволят нам, как минимум, сохранить ту долю и место на рынке, которые мы имели на начало 2009 года. Мы были и останемся универсальным банком. Что касается корпоративного бизнеса, то, как я уже отметил, мы по-прежнему работаем в полную силу, выдаем кредиты предприятиям. Не сворачиваем и планы по кредитованию малого бизнеса. Если говорить о рознице, то в текущем году не планируем развивать только ипотеку. На остальных сегментах мы присутствуем – автокредиты, вклады. В ближайших планах – потребительское кредитование и карточки VISA.
Что касается предварительных результатов работы в первом квартале, то они положительные. Банк показал рост по всем ключевым показателям. Так, прирост ресурсной базы составил около 15%, средства юридических лиц увеличились более чем на 16%, а средства населения – почти на 40%! Что касается активных операций, то прирост корпоративных кредитов превысил 10%, населения – 15%. Прибыль банка за I квартал 2009 года составила свыше 6 млрд.руб.
- Вряд ли кто-то еще год назад мог предсказать скорость и глубину развития кризиса. Если бы сейчас можно было вернуться назад, зная, что кризис неминуем, вы бы выбрали какую-то иную стратегию?
- Знаете, сослагательное наклонение в данном случае абсолютно бессмысленно. Надо действовать, исходя из текущей ситуации, ориентируясь на будущие достижения. Стратегию бы не меняли однозначно, возможно решали бы какие-то тактические задачи несколько иначе. Но кардинально что-то пересматривать мы бы не стали точно. А что касается привлечения ВТБ, то я считаю, что в ближайшие годы это будет нашим основным конкурентным преимуществом и фактором стабильности банка. Хочу сказать, что те показатели, что сегодня банк имеет, говорят о том, что даже в непростых условиях мы не только выстояли, сохранили динамику, но и движемся вперед. Да, не так быстро, как планировали. Но я хочу еще раз подчеркнуть, что кризис – это не наказание, а шанс проверить себя еще раз.
Источник: www.vtb-bank.by
валюта | сдать | купить |
НБ РБ 21.11.2024 |
|
---|---|---|---|---|
USD | 3.408 | 3.412 | 3.4007 | |
EUR | 3.597 | 3.594 | 3.5895 | |
RUB100 | 3.385 | 3.39 | 3.3954 |
Кредиты | Ставка годовых |
---|
Потребительский | 9,9 % |
Автокредит | 16,1 % |
Недвижимость | 12,5 % |
Депозиты | Ставка годовых |
---|
BYN | 16,06 % |
USD | 0,4 % |
RUB | 14,55 % |