Для понимания всей процедуры, начиная с постановки на учет и заканчивая получением кредита, рассмотрим основные этапы, которые должна пройти основная часть граждан. Отдельные же категории граждан, в силу очевидных обстоятельств, указывающих на необходимость получения жилья (к примеру, как непригодное жилье), ориентируются в данной теме со знанием всех пунктов нормативных документов.
Стоит понимать, что в настоящий момент поставлены довольно жесткие (но справедливые) условия получения льготного кредита. До этого иным гражданам удавалось построить за счет льготных средств ни одну и ни две, а иной раз и более квартир.
Упорядочив всю процедуру, начнем с постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Далее гражданину необходимо сопоставить себя с категорией малообеспеченных граждан.
Итак, недостаточно быть просто нуждающимся и малообеспеченным, возможность получения льготного кредита ограничена следующими условиями (УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 6 января 2012 г. № 13):
1.1. право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляется:
военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (далее – военнослужащие), проходящим военную службу, службу в Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям (далее – военная служба), гражданам, уволенным с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов, в том числе реализовавшим свое право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в течение 6 месяцев со дня увольнения с военной службы, имеющим не менее 5 календарных лет выслуги на военной службе (за исключением периодов обучения в учреждениях образования, осуществляющих подготовку кадров по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в дневной форме получения образования) и состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
гражданам, имеющим в соответствии с законодательными актами право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда;
трудоспособным совершеннолетним членам семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение, не имеющим во владении и пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв. метров и более (в г. Минске – 10 кв. метров и более) на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям, – в течение срока действия заключенного в соответствии с законодательными актами с одним из них договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда;
малообеспеченным гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (за исключением граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах), из числа:
многодетных семей;
граждан, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы;
граждан, заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями;
ветеранов боевых действий на территории других государств из числа категорий граждан, предусмотренных в пунктах 1–3 части первой статьи 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 15, ст. 249; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 67, 2/787);
граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания;
совершеннолетних молодых граждан, являющихся лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, – по согласованию соответственно с Министерством образования или Министерством культуры и в соответствии с документами, подтверждающими такое звание. Под молодыми гражданами в настоящем Указе понимаются лица в возрасте до 31 года;
граждан, которым были назначены стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым, – по согласованию с Национальной академией наук Беларуси и в соответствии с подтверждающими назначение этих стипендий документами, выдаваемыми организациями, осуществлявшими их выплаты;
граждан, проживающих не менее 10 лет в общежитиях, в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договорам поднайма жилого помещения, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договорам найма жилого помещения, у которых, включая совместно проживающих членов семьи и отдельно проживающих супругов, не имеется в собственности жилых помещений (общей площади жилых помещений, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилые помещения), в том числе расположенных в иных населенных пунктах Республики Беларусь;
граждан, осуществляющих строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах-спутниках*;
______________________________
*Для целей настоящего Указа городами-спутниками для Минска являются Дзержинск, Заславль, Логойск, Руденск, Смолевичи, Фаниполь, для Бреста – Жабинка, для Гродно – Скидель, а также иные населенные пункты, которым по решению Президента Республики Беларусь придан статус города-спутника.
судей и прокурорских работников;
молодых семей, имеющих двоих несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, пользуются правом на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законами и международными договорами Республики Беларусь.
Условия и порядок отнесения граждан к категории малообеспеченных граждан для предоставления льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения определяются Советом Министров Республики Беларусь[/hide]
В данном документе определены и категории граждан, имеющие внеочередное право на получение льготного кредита и претендующие на предоставление одноразовых субсидий. Только при соответствии условиям данного Указа формируются списки граждан для строительства квартиры в конкретном доме, и данные списки передаются в банк для рассмотрения вопроса о предоставлении льготного кредита (в основном, на строительство). В противном случае Вы так и останетесь только нуждающимся и малообеспеченным, и нет необходимости затрачивать время на дальнейшее прочтение статьи.
Однако и срок ожидания очереди на включение в списки внушителен, к примеру, в г. Минске он превышает 20 лет.
Общий интерес к данной теме подогревают непосредственно условия кредитования.
Процентные ставки по данному виду кредита отличаются довольно низкими значениями по сравнению с кредитами на общих основаниях и длительным сроком погашения:
- Для многодетных семей – 1% годовых;
- Для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек и в городах спутниках* - 10 процентов ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 3% годовых;
- Для лиц, указанных в абзаце втором и шестнадцатом части первой подпункта 1.1.Указа №13 (военнослужащие и молодые семьи, имеющие двоих несовершеннолетних детей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов) – 5% годовых;
- Для иных категорий граждан, указанных в абзацах третьем-пятнадцатом части первой подпункта 1.1 Указа № 13 - 20 процентов ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 5% годовых
* Дзержинск, Заславль, Логойск, Руденск, Смолевичи, Фаниполь, Жабинка, Скидель
Максимальный срок, на который предоставляются льготные кредиты, не должен превышать 20 лет (для многодетных семей – 40 лет).
Итак, Вы подходите конкретному условию Указа, значит, становимся нуждающимися в улучшении жилищных условий. Соответствующая категория граждан формируется по месту постоянной прописки в соответствующем местном исполнительном и распорядительном органе (исполкоме, сельсовете и др.), либо по месту работы в порядке очередности.
Следует отметить как широкий перечень оснований для включения в данную категорию, так и наличие причин для отказа в принятии. Все необходимые документы, а также возможность постановки можно уточнить по месту постановки, либо ознакомившись с соответствующими нормативными документами*.
* Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. №563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений».
По большей части основными причинами постановки на учет являются отсутствие жилой недвижимости в собственности гражданина (семьи), либо обеспеченность собственным жильем менее 15 кв.м. общей площади на одного человека (в г. Минске – менее 10 кв. метров). Следует отметить, что в расчет принимается площадь, находящаяся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет, для Минска – дополнительно в Минском районе.
Полный перечень оснований для постановки на учет (пункт 3 Положения):[hide]
3.1.1. не имеющие в собственности и (или) во владении и пользовании* жилых помещений в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, – по месту пребывания (далее – населенный пункт по месту принятия на учет). При принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилые помещения, расположенные в Минском районе;
______________________________
*Для целей настоящего Положения под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых этими гражданами:
по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;
в качестве членов, бывших членов семьи собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, и имеющими право владения и пользования жилым помещением наравне с собственником жилого помещения, нанимателем жилого помещения, гражданином, являющимся членом организации застройщиков;
по договору, предусматривающему передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства, заключенному в соответствии с законодательством.
3.1.2. обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров (в г. Минске – менее 10 кв. метров) на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске – исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи в г. Минске и Минском районе).
При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у членов их семей, с которыми они совместно проживают, в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске – исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у проживающих совместно с ними членов их семей в г. Минске и Минском районе), за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет;
3.1.3. проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;
3.1.4. проживающие в общежитиях, за исключением граждан, которым предоставлено право владения и пользования жилым помещением в общежитии в связи с обучением, спортивной подготовкой*, прохождением клинической ординатуры**, а также сезонных и временных работников;
______________________________
*Для целей настоящего Положения под спортивной подготовкой понимается комплексный процесс подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, осуществляемый в том числе специализированными учебно-спортивными учреждениями, посредством участия в учебно-тренировочном процессе и (или) спортивных мероприятиях.
**Для целей настоящего Положения под клинической ординатурой понимается форма профессиональной подготовки врачей-специалистов, основанная на принципе индивидуального обучения, направленная на углубление их профессиональных знаний и совершенствование практических навыков, освоение передовых медицинских технологий, решение задач кадрового обеспечения здравоохранения.
3.1.5. проживающие в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения;
3.1.6. проживающие в жилых помещениях коммерческого использования на условиях договора найма жилого помещения коммерческого использования государственного жилищного фонда, заключенного на срок трудовых (служебных)отношений, а также в жилых помещениях социального пользования на основании договора найма жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, заключенного на срок до десяти лет в соответствии с частью третьей пункта 69 Положения;
3.1.7. проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным их совместное проживание с другими гражданами в одной комнате или однокомнатной квартире, а также проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с лицами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне;
3.1.8. проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, при условии, что их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров (в г. Минске – менее 10 кв. метров) на каждого члена семьи;
3.1.9. проживающие в неизолированных (смежных) жилых комнатах и не являющиеся близкими родственниками*;
3.1.10. проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от того, являются они или не являются близкими родственниками), кроме супругов;
3.1.11. относящиеся к молодым семьям**, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства в населенном пункте по месту принятия на учет;
______________________________
*Для целей настоящего Положения под близкими родственниками понимаются супруг (супруга), родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка и внуки.
**Для целей настоящего Положения молодыми семьями признаются семьи, в которых хотя бы один из супругов находится в возрасте до 31 года на дату принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
3.1.12. проживающие в жилых помещениях специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей, а также проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности либо инвалидность снята или которые признаны в установленном порядке дееспособными, если за ними не сохранилось или им не может быть предоставлено право владения и пользования жилым помещением, из которого они выбыли;
3.2. молодые рабочие (служащие), молодые специалисты, прибывшие по распределению, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), или специалисты, прибывшие по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 кюри на квадратный километр и приравненных к ним территориях;
3.3. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если они:
не имеют в собственности и (или) во владении и пользовании жилых помещений в населенном пункте по месту принятия на учет (при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске учитываются находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании жилые помещения, расположенные в Минском районе);
проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2–3.1.10 настоящего пункта;
при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2–3.1.10 настоящего пункта;
не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в это жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.
Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местных исполнительных и распорядительных органов в случае утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (три и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в данном жилом помещении, правил пользования жилым помещением, содержания жилых и вспомогательных помещений, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в данном жилом помещении, а также в иных случаях. Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение определяется облисполкомами, Минским горисполкомом.
Вставь на учет нет необходимости сразу занижать свой доход (если конечно он был достаточно высок до этого) для включения в категорию малообеспеченных. Расчет производится за 12 месяцев, предшествующих месяцу составления списков уже на получение льготного кредита (а не постановки на учет нуждающихся, что могло произойти и намного ранее). Граждане могут быть отнесены к категории малообеспеченных граждан при условии, что среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превосходит трехкратного среднемесячного среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек (на 01.11.2015 данный МБП = 2 499 270 бел. руб.). Стоит обратить внимание и на заявленное имущество при составлении списков на получение кредита, стоимость которого при получении льготного кредита не должна превышать двукратный предельный размера льготного кредита (о нем ниже) для данной семьи.
Первый шаг пройден, и остается ожидать своей очереди на включение в списки.
- при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры, одноквартирного жилого дома – 30 кв. м.
- строящих (реконструирующих) в них одноквартирные или блокированные жилые дома – 30 кв. м.;
- при строительстве для одного человека одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме – 44 кв. м.
Для отдельных лиц льготно кредитуемая площадь увеличена на 15 кв. м.: Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждане, обладающие в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья.
После поступления списков в банк, необходимо сформировать необходимый пакет документов для получения кредита. Одним из этапов данного процесса будет подтверждение своей нуждаемости при получении кредита и после окончания строительства, так что в этот период следует быть осторожней с покупкой, наследованием, приватизацией или иным способом приобретения жилья, т.к. его площадь будет вычитаться из льготно кредитуемой площади.
Допустим, вы получили кредит, но в момент строительства приватизировали квартиру, следовательно, по окончании строительства его размер будет пересчитан в меньшую сторону.
Если же у Вас есть жилье в собственности, но Вы хотите получить максимально возможный размер кредита на строящуюся квартиру (т.е. без вычета площади имеющегося жилья), Вы можете взять на себя обязательство продать имеющуюся квартиру после сдачи дома в эксплуатацию и внести денежные средства в счет погашения кредита в размере оценочной стоимости проданной квартиры.
Пример: У семьи из трех человек есть в собственности однокомнатная квартира 40 кв.м. (т.е. нуждаются в улучшении жилищных условий). Льготно кредитуемая площадь - 20 кв.м. на человека – итого 60 кв.м., однако, учитывая собственное жилье, окончательно будет кредитоваться 60-40=20 кв.м. Для получения кредита на все 60 кв.м. и необходимо взять указанное обязательство по продаже.
Помним, что для получения льготного кредита необходимо не только быть нуждающимся, но и соответствовать определенному размеру доходов на каждого члена семьи. В таком случае с большой вероятностью понадобятся поручители, поиск которых осложняется наличием кредитов, либо поручительств у большинства граждан. И если после включения в список на строительство у Вас появилась возможность официально повысить свои доходы выше установленных границ, нет необходимости ее откладывать до момента получения кредита (т.к. списки уже сформированы).
При включении в списки на определенную квартиру необходимо предусмотреть все события, которые могут повлиять на размер льготно кредитуемой площади и соответственно на размер кредита (предстоящая свадьба, рождение ребенка и др.). Данные события позволят не только увеличить размер кредита, но и получить в отдельных случаях государственную помощь (также указаны в Указе).
Документы для кредита не представляют собой столь обширного перечня. И предоставление кредита (рассмотрение и выдача) занимает меньше времени, по сравнения с кредитованием на общих основаниях.